Есть ли жизнь после ссуза
Фото: Сергей Арбенин

Фото: Сергей Арбенин

Как белгородское среднее профессиональное образование пытается не отстать от времени

Бремя содержания ссузов, которые с незапамятных времен финансировались федеральным центром, свалилось на региональные бюджеты в конце 2011 года. Своим распоряжением правительство РФ передало субъектам федерации разом более 700 колледжей, техникумов и училищ, в их числе и 9 образовательных учреждений Белгородской области. Одна из самых громких историй случилась с некогда крупнейшим колледжем области — Белгородским индустриальным.

Поиски «якоря»

– Буквально 18 лет назад индустриальный был не просто одним из крупнейших, он был самым престижным, по крайней мере в кругу молодежи, — рассказывает «Русской планете» выпускник одного из ссузов области Сергей Кривошеин. — Все прекрасно понимали, что не каждый может себе интеллектуально позволить обучение в институте, но была нужна профессия, и мы с этой мыслью шли в училища и получали профессию, как тогда говорили. И нас реально учили. После окончания училища и подумать никто не мог, что у него хоть когда-нибудь не будет работы. Сейчас же среднее специальное образование превратилось в какое-то пристанище для тех, кто финансово не может себе позволить высшее образование. Да и материальная база многих училищ сегодня неконкурентоспособна.

Власти нашли возможность для реанимации БИКа в мае 2012 года. Из протокола поручений главы региона Евгения Савченко следует примерно следующее: если Министерство образования согласовывает передачу колледжа Белгородскому госуниверситету, то на базе вуза создается специальный факультет среднего профессионального образования, куда переводятся все студенты и сотрудники колледжа, на университет же ложится материальная база — за исключением некоторых помещений — и бремя финансирования колледжа. Часть непрофильных для вуза специальностей должны были бы уйти в Белгородский строительный и механико-технический колледжи. Если же Минобр не соглашается на фактическое возвращение колледжа в федеральную собственность, то БИК ждет ликвидация.

Появление приказа в Сети встревожило педагогов. Актив колледжа решил отстаивать свои интересы. В борьбу за права студентов и преподавателей включилось региональное отделение КПРФ, организовавшее, как его назвали потом сами коммунисты, «протестное гуляние» по улицам Белгорода под окнами регионального департамента образования, администраций Белгорода и области.

Главное требование преподавателей — сохранить автономность учреждения с его уникальностью, историей и достижениями.

– Чтобы оценить преимущества перехода среднего специального учебного заведения под ведомство крупнейшего вуза региона, не надо быть специалистом. Это в первую очередь федеральное финансирование, которое мог бы организовать университет. И речь шла не просто о покрытии расходов, а о специальных программах, на которые выделяются колоссальные средства. Такого у индустриального колледжа никогда не было и быть не могло. И тут, как мне кажется, может быть две причины, почему актив колледжа сопротивлялся: либо им не хотелось ничего менять и их все устраивало, либо руководство лоббировало напрямую свои личные интересы, которые, кстати, и страдали, — заявил корреспонденту «Русской планеты» известный белгородский блогер и журналист Олег Шевцов. — В итоге все в проигрыше, кроме руководства. Студенты упустили возможность беспроблемного продолжения обучения в вузе, преподаватели потеряли возможность повышения зарплаты, которая в высшей школе, очевидно, выше.

В закрытии колледжа, считают эксперты, не заинтересованы и власти региона. Потребность в специалистах рабочих специальностей с каждым годом становится все более острой. По данным городского центра занятости, в 2012 году из девяти специальностей, по которым осуществляют набор в БИКе, специалисты семи направлений профессиональной подготовки были наиболее востребованными на рынке труда. Причем в банке вакансий центра занятости постоянно имеется около 2,5 тыс. заявок, из которых около 80% — по рабочим специальностям.

– Никто никого и никому не хотел передавать. Главная задача того реформирования, которое подразумевалось, — организация сопряженных программ обучения. Это позволило бы выпускникам колледжа без проблем продолжать обучение по своим же или смежным специальностям в вузе и получать высшее образование. Те, кто не захотел бы продолжать обучение, шел бы просто работать. Такой шаг позволил бы нам усовершенствовать материально-техническую базу учебного заведения, поднять уровень колледжа, дать самим же ребятам возможность учиться на современном оборудовании. К сожалению, на эмоциях возможность сотрудничества с Белгородским госуниверситетом была упущена, — отметила в беседе с корреспондентом «Русской планеты» первый заместитель начальника департамента кадровой и внутренней политики Белгородской области Ольга Павлова. — Тем не менее колледж по-прежнему находится в поисках якорного работодателя, к сожалению, в условиях Белгородского индустриального это не так просто — такое количество выпускников в полном объеме не готово трудоустроить ни одно предприятие.

Несмотря на все проблемы, которых у колледжа более чем достаточно, с оптимизмом в будущее ссуза смотрит его директор Владимир Смальченко. Главный показатель, как и у любого образовательного учреждения, — показатель набора.

– На сегодняшний день, оставаясь одним из крупнейших ссузов области, Белгородский индустриальный колледж старается готовить максимально востребованных специалистов, мы выполняем все задачи, поставленные перед нами нашими учредителями. План по набору 250 студентов еще до конца приемной компании нам удается перевыполнить. Во главу угла мы ставим дуальное обучение, когда у студентов есть возможность половину образовательного процесса получать теоретические знание, а остальную половину уделять освоению практических навыков, — заявил Владимир Смальченко «Русской планете».

Из-за парты на производство

Впрочем, похвастаться успехами в поисках инвесторов для среднего профессионального образования правительство Белгородской области все же может. Как заявляют чиновники, один из самых успешных примеров — Дмитриевский сельскохозяйственный техникум. Техникумом он стал совсем недавно. После передачи учебного заведения в ведение одного из крупнейших агрохолдингов региона была не только модернизирована его материально-техническая база, но также пересмотрены учебные планы, скорректированы специальности, и с открытием в этом году двух специальностей среднего профессионального образования — ветврач и агроном — ссуз поменял статус с училища на техникум.

В рамках того же дуального метода обучения в Дмитриевке на теорию из 10 или 11 месяцев обучения — в зависимости от специальности — отводится всего лишь 1/3 времени. Таким образом, адаптация к будущей работе — всем выпускникам гарантируется трудоустройство — происходит за счет практики. Важно, что все оборудование, на котором учатся студенты, аналогично тому, которое ждет их на будущих рабочих местах.

– Таким образом, нам удается в полной степени обеспечивать потребности наших компаний в квалифицированных специалистах. Предприятия делают заказ, на основе которого формируется план набора техникума. И за счет этого мы гарантируем выпускникам трудоустройство, что сегодня так важно родителям студентов, — заявил РП руководитель пресс-службы крупного сельскохозяйственного холдинга Игорь Жулькин. — Впрочем, это не единственное, в чем выигрывают студенты техникума. Каждого обучающегося мы готовы обеспечить местом в реконструированном общежитии, предоставить трехразовое бесплатное питание, а также корпоративную стипендию.

По схожей схеме в области сегодня развиваются еще несколько ссузов, в числе которых Ракитянский агротехнологический техникум, Новооскольский сельскохозяйственный и Белгородский строительный колледжи. При том что у каждого учебного заведения есть свой шеф, все они юридически находятся в подчинении регионального департамента внутренней и кадровой политики, который является их учредителем. При всем этом все ссузы специально были переведены на автономные модели управления, дабы в каждом из них можно было создать наблюдательный совет под руководством топ-менеджеров шефствующих компаний.

– К сожалению, среднее профессиональное образование сегодня серьезно отстает от требований времени. И властям, и руководителям учебных заведений сегодня важно понять, что если мы не мобилизуемся, то безвозвратно отстанем от прогресса. В то же время сливать образование с производством считаю неправильным, тем более образование, которое гарантировано каждому гражданину конституцией. Другой вопрос, если бы крупные предприятия создавали свои институты или ссузы, — заметил в беседе с корреспондентом «Русской планеты» президент Гильдии предпринимателей малого и среднего бизнеса Игорь Гладков. — А сейчас получается, что либо мы готовим неконкурентоспособных специалистов по стандартам прошлого века, которые не способны восполнить кадровый голод по многим рабочим специальностям, либо корпорация полностью перепрофилирует учебное заведение под свои потребности, и тогда возникает вопрос, а что делать другим, схожим по профилю предприятиям.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»