Игра в независимость
Актеры Евгений Овчаров и Анастасия Оболенская в сценке из спектакля «Любовь». Фото: Ирина Егорова

Актеры Евгений Овчаров и Анастасия Оболенская в сценке из спектакля «Любовь». Фото: Ирина Егорова

Какие премьеры может себе позволить андеграундный театр в Белгороде

Независимый молодежный театр «Новая сцена–2» собирает аудиторию в подвалах и на крышах, в магазинах и кофейнях, в парках и на автостоянках. На их спектакли не продают билетов — вход свободный, но все желающие прийти заранее записываются у режиссера. Здесь всегда аншлаг. Почему у театра нет большой сцены, а интервью с режиссером не всегда выходят в эфир, «Русской планете» рассказала создатель труппы Оксана Погребняк.

Любовь в кофейне

Субботним вечером в ДК «Юбилейный» людно. На стендах в холле — фотографии насыщенной жизни творческих коллективов домов культуры «от 7 до 70». Улыбающиеся дети в народных костюмах, исполнители бальных танцев, застывшие в грациозных па, напомаженные нарядные бабушки из хора пенсионеров «Надежда». Рядом расписание кружков и секций, под лестницей цветы в кадках, у входа — метровый квадратик вахтерской, с настольной лампой и тетенькой в очках.

Официально этот очаг культуры называется ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества исполнителей». «В декабре 2011 года в Белгородском государственном центре народного творчества (БГЦНТ), существующем на ниве культуры около 60 лет, начал свою работу его официальный сайт — мощный, действенный инструмент пропаганды народного искусства Белгородчины, деятельности БГЦНТ и культурно-досуговых учреждений области», — сообщает сайт ДК в разделе «О центре».

Позвали в зал. Проходим через темный коридор, поднимаемся по лестнице на третий этаж, дальше еще один темный коридор. Садимся на деревянные скамейки в зале хореографии, лет двадцать не знавшем ремонта.

Зрители отключили телефоны, возня затихла, свет погас. В полной темноте зазвучал голос Бориса Гребенщикова. Через дверь, в которую заходила публика, вошли пятеро актеров в черных трико, и действо началось. Показывают «Соль» — пластические этюды под музыкальное сопровождение песен из нового альбома БГ. Зрители, по-моему, даже не дышат.

– Спектакль окончен, спасибо вам большое за то, что пришли к нам. Все желающие могут оставить отзыв в нашей книге отзывов, нам важно ваше мнение, — говорит после окончания режиссер Оксана Погребняк.

Публика идет мимо столика с книгой отзывов и коробкой-копилкой. В нее можно положить пожертвование на развитие театра «Новая сцена–2». В этот раз, кажется, никто не остановился.

Последняя их работа «Любовь» — тоже пластические этюды. Под песни Земфиры. На этот раз играют не в хореографическом зале ДК, а в модной кофейне. Под сцену отдали часть зала, временно сдвинув столики и стулья, под гримерку — туалетную комнату, под партер — часть зала, где прямо на пол положили длинные подушки. За час до спектакля свет выставлен, актеры на месте. Костюмы — четыре белых вязаных свитера для девушек и один серый для парня. Всего в труппе пять актеров и режиссер.

– Эту площадку мне предоставила одногруппница, и настолько к нам здесь хорошее отношение, что мы можем репетировать до двух ночи, до трех, и с нами остается менеджер, мы можем все что угодно переставить, перекрутить, выкрутить лампочки, в общем полное понимание, — рассказывает режиссер Оксана Погребняк. — Эта площадка сама к нам пришла, и мы специально для них придумали спектакль «Любовь».

Кто-то из зрителей садится прямо на столик в углу, кто-то пристраивается на выступе у стены. Именно ограничением пространства объясняется предварительная запись на спектакли: иначе все желающие просто не поместятся в тесном зале.

«Жить в твоей голове», — начинает петь Земфира, и артисты показывают одиннадцать историй о любви, предательстве, одиночестве, о взаимосвязи всего происходящего между людьми. А рядом продолжается обычная жизнь кофейни: приходят и уходят посетители, то и дело включается кофемашина, за стойкой мелькают бариста. Пока идет спектакль, делают исключение только для кофемолки, потому что она жужжит, как болгарка.

Фото: Настя Оболенская играет в спектакле «Любовь», который молодежный театр поставил в кофейне. Фото: Ирина Егорова

Скрипач на крыше, актер в фонтане

Молодежный театр «Новая сцена–2» стал называть себя независимым в 2011 году. Тогда выпускница Института культуры и искусств и его же преподаватель Оксана Погребняк вместе со студентами третьего курса поставили спектакли «Преподаватель» по пьесе Евгения Гришковца, «Луна и трансформер» Андрея Крупина и «Кислород» Ивана Вырыпаева. Никто не думал, что эти пьесы современных драматургов вызовут волну негодования в управлении культуры и вузе.

– Так все глупо получилось: просто руководство вуза не видело спектаклей, но решило на всякий случай не показывать. А поскольку я со всеми драматургами в контакте, то сказала им, что спектакли мы не будем играть, потому что «нас попросили не играть, извините», — вспоминает режиссер. — Крупин сам начал активизироваться, стал им звонить, начали звонить из федеральных СМИ, и скандал стал разрастаться.

Неофициальный запрет на этих драматургов в регионе на тот момент совпал с отменой празднования Дня святого Валентина, который не укладывался в «Концепцию духовной безопасности», разработанную властями Белгородской области в 2010 году (по этой концепции в воскресные школы и духовные центры включили курс «Духовная безопасность», запретили массово праздновать День Валентина и Хэллоуин, запретили рекламу услуг экстрасенсов и гадалок, а также выпуск брошюр о воззрениях Порфирия Иванова и Николая Рериха — Примеч. РП.).

– Через полгода меня из вуза уволили, ребята — кто перешел на заочное, кто совсем ушел, и получилось, что мы для Белгородской области плохие, потому что очернили ее как-то, хотя ничего для этого не делали. Из-за этого мы лишились основной площадки в институте культуры, где ставили спектакли, и стали независимым театром, — продолжает Оксана.

Эксперименты с пространством, начавшиеся еще до конфликта, стали фишкой «Новой сцены–2», так что кофейня — далеко не самое экзотичное место постановок. Первой альтернативной «сценой» была крыша института культуры.

– В институте культуры постоянно были заняты все аудитории, и нам негде было репетировать, — рассказывает режиссер. — И тогда мы поставили первый эксперимент: сыграли спектакль на крыше, потому что это было единственное свободное место.

После крыши играли «Сказку о том, как мы с Надей работали в магазине модной одежды» в магазине одежды «Кира Пластинина». В заброшенном доме ставили «От красной крысы до зеленой звезды» по пьесе Алексея Слаповского. Один спектакль был даже в заброшенном фонтане.

– Хотели открыть сезон спектаклем в малом зале института культуры, но в тот день там не было света, а мы не могли отменить премьеру, у нас было такое правило: не отменять ничего. Тогда мы нашли заброшенный фонтан, за вечер переделали спектакль под него и ночью сыграли там. Это был такой вызов — не сдаваться до последнего.

Вещи, для которых еще не время

Независимость, по словам режиссера, дала возможность ставить то, что хочется, но создала проблемы с поиском зрительных залов. Однажды на спектакль, который Погребняк поставила в память о драматурге Анне Яблонской, погибшей в теракте в Домодедово, пришел начальник областного управления культуры Сергей Курганский. Постановка ему понравилась, и он выделил актерам помещение для репетиций в ДК «Юбилейный».

– Летом, когда все коллективы в отпуске, мы вообще цари ДК: все свободно, с вахтерами мы друзья, с руководством вроде как все наладилось, по крайней мере не мешают и не говорят, что не надо ставить, — продолжает Погребняк.

По словам режиссера, за почти четыре года, что они играют в помещениях ДК, никто из дирекции дома культуры у них на спектаклях не был. Однажды местная газета написала о постановке «Детектор лжи» по пьесе Василия Сигарева, где главный герой — алкоголик, который постоянно ругается с женой. После этого директор ДК пришел узнать, что за спектакль такой, и спросил, «не поставить ли что-нибудь полегче».

«Полегче» Оксана не хочет. Идей много, хватит лет на пять вперед, но осознает, что не все поймут.

– Есть такие вещи, которые я хочу поставить, они очень жесткие, и я знаю, что пока еще не время, но оно обязательно когда-нибудь наступит для этого, — уверена она. — Сейчас я не знаю, как объяснить деятелям культуры Белгородчины, что мы не такие уж и плохие, что, если мы ставим спектакль про наркоманов, то это не значит, что мы пропагандируем наркотики или сами их употребляем. Наоборот, мы хотим поднять эту проблему и поговорить о ней. Но сейчас мы пока не можем поставить спектакль про наркоманов, потому что нас обвинят, опять скажут: «Чернуха», — опять будут кричать: «Шо они там творят!»

«Очень большой театр немножко грязноват»

В театре играют непрофессиональные актеры, и попробовать свои силы может каждый желающий. Наборы объявляют в сентябре, приходит много людей, но тратить на репетиции по несколько часов ежедневно, задерживаясь за полночь, готовы единицы.

– Я впервые пришел к ним как зритель. Коллега привела на спектакль «Марьино поле», а через какое-то время увидел информацию о наборе в труппу и пришел, — так 27-летний успешный юрист Евгений Овчаров стал еще и актером. — До театра не было абсолютно никакого опыта выступлений, кроме, может быть, чтения стихов у доски в школе. В молодежном театре я уже год. Идти в профессиональные труппы не собираюсь, поскольку у меня нет актерского образования. Я был на многих постановках белгородских молодежных театров «Велосипед», «Спичка», «Образ», «Две обезьяны», мне ничего не приглянулось, и на данный момент лучшего молодежного театра, чем «Новая сцена–2», я не знаю. Пусть нескромно, но это так.

В труппе еще четыре девушки. Первокурсница Даша Никифорова в театре полтора года, и пока трудных ролей для нее не было.

– Каждый человек талантлив. Даже в педагогике есть правило: не за что похвалить — похвали за розовые щечки, — считает она. — В будущем хочу работать по профессии, я педагог, а учиться на актрису — нет. Мне кажется, что очень большой театр немножко грязноват, там соперничество, борьба за роли, стекла подсыпать могут, вы, наверное, слышали. А здесь мы как вторая семья, видимся чаще, чем с мамой.

Настя Оболенская, напротив, видит себя актрисой московского театра современной драмы «Театр.DOC».

– «Театр.DOC» — самая первая площадка современной драматургии в Москве, с нее и начались все эти современные постановки и корни всего того, чем мы занимаемся. Мы ж новой драмой занимаемся. И просто я думаю, что там мое место, — говорит она и, смеясь, добавляет, что никто так больше не думает.

По настоянию родителей Настя учится на архитектора, хотя втайне от них пыталась поступить на актерские факультеты в Питере, Москве, Екатеринбурге, в Воронеже дошла до последнего тура, но срезалась на конкурсе. В молодежном театре Оболенская сыграла больше 20 ролей.

– Они все разные, а самый волнительный… (задумывается и механически начинает мять рукой ступни) Наверное, был первый раз, когда еще боишься выходить на сцену. Хотя я и сейчас боюсь, каждый раз боюсь очень сильно, — рассказывает Настя. — Но здесь, в кофейне, нам нравится обстановка. У нас же там, в ДК, хореографический зал вообще на тюрьму был бы похож, если б не зеркала. Нет, нам нравится в ДК, просто здесь приятно очень, поэтому здесь легко.

Сцена из спектакля «Любовь». Фото: Ирина Егорова

Из чужой песочницы

По словам Оксаны Погребняк, после конфликта трехлетней давности их театр находится в некой оппозиции к официальному искусству.

– Нас никто не поддерживает, — говорит она. — Банальный пример: недавно был семинар режиссеров любительского театра, куда созвали со всей области режиссеров, а меня не позвали. Я не знаю, почему, но есть официальные органы, которые не считают наш театр театром, не считают меня режиссером и «в свою песочницу» нас не принимают. И так постоянно происходит. Звонит журналист с местного радио, приглашает рассказать о спектакле «Соль», я прихожу, рассказываю, мне дарят пластинку БГ с автографом — а через полчаса звонят и говорят: «Извините, наше руководство не пропускает с вами интервью, потому что вы запрещенный театр». Три года прошло — какой запрещенный театр?

В областном управлении культуры не считают «Новую сцену–2» запрещенным театром. По крайней мере, так говорят в интервью.

– Хорошие ребята, я был у них на спектаклях, мне нравится. Кое-кто их ругает, что там есть шокирующие кого-то вещи. Я этого не нашел, хотя и не искал, — признается РП начальник управления культуры Белгородской области Сергей Курганский. — У меня нет ощущения, что они в оппозиции. Художественно они могут выражаться как угодно. У нас запрещены только призывы к смене власти, религиозная нетерпимость, и мат я не переношу, но этого у них и нет. Вот то, что можно и нужно запрещать, и во всех демократических странах это запрещают. А если они предлагают какую-то художественную альтернативу, это не значит, что они в оппозиции. Это просто способ самовыражения, хотят — ну и ради бога.

По его словам, управление поддерживает все молодежные театры: два года в Белгороде проводится театральный фестиваль «Рассвет». Организовать его предложил художественный руководитель Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина Виктор Слободчук, и в управлении идею поддержали.

– Он предложил собирать молодежные театры периодически на одной площадке, методическую помощь им оказывать, и мы организовали фестиваль «Рассвет», чтобы они могли сравнить себя с другими, чтобы появился дух соревнований, — говорит Сергей Курганский.

Культурный обозреватель крупнейшего издательского дома «Мир Белогорья» Катерина Шаронова считает, что появление «Новой сцены–2», которая представляет альтернативу традиционным театральным постановкам, вполне закономерно.

– Для развития театрального зрителя от детсада до первых курсов вуза нужен ТЮЗ, а его в Белгороде нет, и при отсутствии полифонии театральных эстетик кто-то должен отвечать на потребности в них белгородцев, поэтому появление «Новой сцены–2» вполне закономерно, — считает она. — Когда-то Оксана Погребняк первой показала белгородцам, что театр может быть другим. Но постепенно, найдя свои фишки, она развивается в количественном отношении, но, увы, не в качественном.

По мнению Шароновой, у Погребняк есть потенциал режиссера, но, как и режиссерам других молодежных театров, ей не хватает образования.

– «Новая сцена–2», «Велосипед», «Спичка», другие независимые труппы Белгорода — по большому счету, их общая и главная проблема в том, что нет сильной режиссуры, — считает журналистка. — Вместо этого воспроизводят сюжет, иногда считывая его довольно поверхностно, и щедро сдабривают иллюстрациями. Когда, скажем, громко играет музыка Земфиры, а на сцене в этот момент, условно говоря, страдает героиня, что подогревает мою эмоцию — невероятная музыка или режиссерский прием? По-моему, музыка, и никакого режиссерского решения за ней не стоит. Когда-то я ходила почти на все спектакли наших молодежных театров и могу об этом говорить.

Вне зависимости от того, что думают критики и как относится к творчеству «Новой сцены–2» профессиональное сообщество, каждый спектакль собирает полные залы. Зрители, побывав на одной постановке, хотят увидеть и другие. Студентки Настя и Эвелина были почти на всех спектаклях.

– Очень необычно, что они играют в разных местах, — говорит Настя о своем самом ярком впечатлении от театра.

Олег, мужчина лет сорока, посмотрев пластические этюды, честно признается: «Не очень понял без слов», — но говорит, что был бы не против посмотреть и постановки со словами. А вот зрительница Виктория, впервые побывав на спектакле год назад, теперь не пропускает ни одной премьеры.

– Каждая постановка по-своему интересна и необычна, сочетание текста, музыки и пластики просто потрясающее. Могу только пожелать им дальнейших успехов, и хотелось бы, чтобы у них появился нормальный зал, который мог бы вместить всех желающих, — говорит она.

Фрилансеров решили обложить Далее в рубрике Фрилансеров решили обложитьБелгородские чиновники намерены заставить фрилансеров работать легально и платить налоги, пообещав оказать помощь в рекламе их услуг Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»