Ни правых, ни левых
Фото: Ирина Егорова

Фото: Ирина Егорова

Корреспондент «Русской планеты» узнала, чем живет рынок «Барабашово» в отсутствии массового покупателя из Белгорода

Харьковский рынок «Барабашово» (в народе «Барабан» или «Барабашка») — украинский «Черкизон» — крупнейший оптово-розничный торговый центр не только Украины, но и всей Восточной Европы. За 15 лет работы он из неприметного стихийного продовольственного базарчика разросся до 75 гектаров — это восемь торговых площадок на которых работают почти 20 тысяч торговцев. Ежедневно здесь отоваривались от 100 до 200 тысяч посетителей, львиную долю выручки делали россияне. Теперь все по-другому.

Ранний рейс

От Белгорода до Харькова всего 80 км, и белгородцы всегда активно этим пользовались. На «Барабашово» все значительно дешевле, чем в Белгороде, так что вопросы: где одеть ребенка к школе, купить все необходимое для свадьбы, или для новорожденного — всегда решались поездкой в соседнюю Украину. Многие в Белгороде зарабатывали на перепродаже товаров из Харькова. Сейчас, как говорят продавцы с Центрального рынка Белгорода, в Харьков никто не ездит. Большинство из них теперь возят товар из Москвы.  Но говорить о причинах, по которым на «Барабашово» ездить перестали, продавцы отказываются. Большинство тех, кто раньше ездил на «Барабашево» в частном порядке, сейчас тоже перестали это делать.

Суббота 6.00 утра. На пустой остановке лишь редкие дачники, рыбаки и желающие попасть на «Барабашку». Ровно в 6.10 подъезжает маршрутка с табличкой «Харьков Барабашово». Пассажиры заранее звонили водителю Саше и бронировали места, поэтому он точно знает, сколько людей поедет с ним сегодня, и пересчитывает входящих. Многих из них он знает лично. Еще пара остановок — и все 20 сидений заняты. В салоне одни женщины, поскольку с апреля российским мужчинам от 16 до 65 лет въезд на Украину закрыт.

На часах 7.00 маршрутка подъезжает к российскому пункту пропуска Журавлевка.

­­– Сегодня на украинской таможне смена, которая заставляет заполнять миграционки даже тех, у кого белгородская прописка, — предупреждает водитель Саша и раздает бланки.

На КПП кроме нас никого нет, поэтому российских пограничников проходим минут за 10-15. Садимся в маршрутку и подъезжаем к украинскому КПП «Гоптовка». Четыре из пяти полос движения перекрыты плитами, выдранными из земли и неуклюже брошенными на дорогу прямо с комьями грязи. Перед заграждением вмонтированная в асфальт железная полоска с острыми шипами. Далее — стена из мешков с песком с проделанными в ней амбразурами. Украинский пограничник буднично принимает паспорта, проверят, отдает их и молча проходит дальше. Спустя несколько минут водитель раздает пассажирам документы и бланки миграционных карт с печатью — мы в Украине.

Маршрутка пролетает мимо полей с подсолнухами и придорожных кафе. На расстоянии пары километров от границы на обочине неожиданно мелькают «ежи», сбитые из кольев и обтянутые колючей проволокой, рядом — укрепления затянутые маскировочной сеткой.

Минут через 15 после въезда в Украину уже пролетаем желто-синюю стелу «Харкiв» и, покружив еще полчаса по улицам города, подъезжаем на почти пустую стоянку рынка.

– Машина стоит ровно до 13.00 по российскому времени. Не выедем вовремя, придется долго стоять на границе — там пойдут автобусы с беженцами, поэтому не опаздываем, — напутствует водитель. — Сейчас к вам подойдет мужчина, у которого можно поменять деньги по выгодному курсу. Можете не бояться, не обманет. Кому нужны свадебные платья — вон девочки, идите с ними, чтобы вас не «кинули». Я в машине.

Пассажиры торопятся к меняле, он предлагает курс 0,33 гривны за рубль, в обменках предлагают 0,35

Дивчина без почина

По украинскому времени на часах 8 утра и на работу выходят самые нетерпеливые. «Заходите посмотреть сумки!», «Платья не желаете?», «Товары к школе!», — зазывают они редких покупателей. Украинские продавцы предельно вежливы и торопятся рассказать о скидках. Первому покупателю готовы уступить 10-20%. Рядом о своем щебечут вьетнамцы. Их соотечественник везет по рядам тележку с утренним кофе и булочками. За годы существования рынка они тут такой же неизменный его атрибут, как и на бывшем московском «Черкизоне».

В бутике сумок, как и во многих других, ни одного покупателя, к чему тут уже успели привыкнуть.

– Да не в том дело, что рано, этот сезон считай так, в убыток работаем, — досадует продавец. — Уже надоело всю эту ситуацию обсуждать, что нам до политики! Но из-за этих событий сами посчитайте, сколько мы теряем: всегда 10 тысяч единиц товара заказывал на сезон, а в этот раз только 3 тысячи. Из Курска, из Москвы покупатели всегда приезжали, сейчас нет никого...

Торговый центр с магазинами открывается ближе к 10.00 по российскому времени, или в 9.00 по украинскому. Тут товар классом повыше, ценой подороже, словом, рассчитанный на индивидуальных покупателей из России. Но и здесь проходы пусты.

– На сколько поток покупателей из России упал? Да на 99,9%! — рассказывает продавщица Яна. Она торгует обувью на «Барабашово» уже шесть лет, нынешний год считает одним из самых неудачных. — Раньше вы не представляете, шо тут в выходные творилось, не протолкнуться было от покупателей, а сейчас сами видите пустота.

По ее словам, сейчас основные покупатели — это харьковчане и беженцы из Луганска и Донецка, которых в городе очень много. Впрочем, обувь в магазине у Яны не из дешевых — от 400 гривен и выше (1100 рублей и более — примеч. РП), поэтому и на беженцев особой надежды нет.

Спад торговли в нынешнем году начался с января, хотя этот период, по словам самих продавцов, никогда не был показательным. Весной ситуация не изменилась. В апреле продавцы уже стали отказываться от ночных смен — времени, когда шла оптовая торговля. Депутаты Харьковского горсовета, были вынуждены снизить арендную плату за землю рынку «Барабашово», вслед за этим администрация рынка впервые за все время существования базара, на 30% снизила плату за аренду торговых точек.

– Раньше за точку здесь мы 2,5 тыс. долларов в месяц платили, это 20 тыс. гривен, а потом курс доллара резко скакнул с 8 до 12 гривен и нам аренду понизили до 12 тыс. гривен, —подтверждает Яна. — Нас это здорово выручило, но это ж временно, а что с сентября скажут, не знаем еще.

В проходах торгового центра скучают продавцы.

– Если честно, то поток покупателей из России начал падать еще в прошлом году, — рассказывает продавщица детских вещей Ирина. — Я не могу сказать в процентном соотношении, сколько было белгородцев среди моих покупателей, но были такие, которые приезжали каждый год именно в наш магазин, сейчас никого из них не вижу. Я 9 лет тут работаю, не припомню, чтобы раньше были дни без почина, а в июле у меня по 2-3 дня в неделю вообще без почина.

Разговор переходит на тему городской жизни. Ирина рассказывает, что в городе все спокойно, жизнь идет своим чередом, правда беженцев много. Из-за этого стало намного сложнее снять квартиру, да и слухи ходят противоречивые, народ не знает к чему готовиться, и деньги предпочитает зазря не тратить.

– Я по себе знаю: лишняя копейка появится, так лучше ее отложить, чем вещи покупать, ведь мы ж не знаем что будет, точно ж нам никто ничего не говорит, и в случае чего остаться голодным, но в новых штанах…— продолжает она со вздохом. — Мы понимаем, что нам реально не дают информации, мы сами анализируем, строим домыслы. У нас есть поговорка «Паны бьются, у казаков чубы рвутся», так вот сейчас это и происходит. С собой ведь ничего не унесешь, так шо вы делаете, шо вы эти миллионы тягаете! В чем пришел в том и уйдешь, единственное, что гроб может будет подороже…

Ни правых, ни левых

– Харьков — спокойный город. Ни «Правого сектора», ни «Левого сектора», ни бендеровцв, ни АТО у нас нет, — говорит представитель администрации рынка, начальник торгового сектора «Б» ТРЦ у станции метро Барабашова Сергей Иванов. — Из России к нам приезжали не столько оптовики, сколько просто люди сами по себе. Покупали продукты, обувь, товары легкой промышленности. Сейчас покупателей из России и Восточной Украины нет.

По данным продавцов, выручка уменьшилась на 70%, по словам представителей дирекции рынка, из-за снижения потока покупателей, рынок лишился 20-30% прибыли.

– С Донбаса 8 миллионов людей не приехало, 2 миллиона с Крыма и 10 миллионов россиян, имеется в виду не самих предпринимателей, а потребителей. Объем рынка, который потеряли харьковские коммерсанты, а из всех приезжающих, россиян, наверное, половина — это белгородцы. А потом Воронеж и Курск, — констатирует представитель администрации рынка.

По словам Сергея Иванова, несмотря на сложный период, арендаторов не стало меньше, а наличие пустых торговых мест он объясняет тем, что люди оптимизировали свои затраты, и те, кто держал несколько точек, сократили их количество. О том, как для рынка закончится этот год, он прогнозов не строит, говорит, что баланс не должен быть отрицательным. Относительно скидок на аренду пояснил, что это была программа поддержки частного предпринимательства ТРЦ.

 – Мы давали предпринимателям скидку 30%, сейчас уже аренда вернулась на уровень, который был обговорен согласно договорным отношениям 2007 года, — пояснил он. — Жизнь идет своим чередом, вы ж сами видите, бояться нечего. Если нужно, мы даже готовы встречать группы покупателей на границе, сопровождать до рынка и обратно, так что можно приезжать!

Где есть политика, нет места экономике

На уровне населения все с точностью до наоборот. Водитель Александр работает на маршруте уже 11 лет. Рассказывает, что сам с коллегами из транспортной компании придумали схему, по которой водитель заранее бронирует места пассажирам из Белгорода, собирает их и везет на рынок, а затем, после закупок, привозит обратно. Ежедневно кроме понедельника и пятницы, когда рынок не работает, от их транспортной компании на «Барабашово» едут 1-3 машины. Не всегда они заполнены на 100%, но водители все равно едут, говорят что это «рейс на престиж». Он отмечает, что пассажиропоток на рынок из Белгорода сократился зимой, но вместе с тем, их услугами стали пользоваться те, кто раньше ездил на своих машинах, а сейчас не хочет рисковать. Поездка на рынок и обратно на маршрутке стоит 550 рублей и это самый дешевый и быстрый вариант.

– Сейчас вы тут российских номеров на дороге не увидите, хотя я езжу и все нормально, — говорит он. — За все время работы я лично здесь ничего плохого никогда не видел. Если бы что-то здесь было опасное, нас бы ребята здешние предупредили. Мы однажды на границе задержались, компьютеры у них не работали, так валютчики наши отсюда уже звонят, беспокоятся, где мы.

По словам водителя, экономические и дружеские связи с коллегами с харьковского рынка сложились давно, а чтобы не ругаться, они договорились не разговаривать на политические темы и не верить тому, что написано, нарисовано и даже снято на видео.

***

Ближе к часу дня на рынке начинается оживление, в строительном секторе идет бойкая торговля, но в рядах с вещами клиентов по-прежнему мало. Белгородки стекаются к своей маршрутке, багажник и верхние полки в салоне забиты покупками: от школьной формы до детской коляски и газонокосилки. Женщины делятся впечатлениями.

– Ребенку к школе все купило, мне так понравилось! Тут все намного дешевле, — радуется девушка, которая приехала сюда впервые.

Маршрутка отправляется обратно. На КПП водитель объезжает два рейсовых автобуса «Карматорск-Москва», забитых людьми, на российском КПП уже скопилось порядка 30 легковых машин и микроавтобусов с украинскими номерами.

– Хохлы? — проверяют пассажиры из окна маршрутки.

– Хохлы!

– И куда вы все к нам прете! — раздаются неодобрительные возгласы в салоне. Женщины злобно наблюдают за тем как парень, вытащив из машины огромный мешок для досмотра, не удержался и упал вместе с ним на землю. Послышался звук бьющегося стекла.

Белгород, на часах 16.00. Александр высаживает пассажиров на остановке.

– Вот визитка, может пригодиться, а вы там думайте, что писать будете, — говорит он на прощание.

С официозом и без Далее в рубрике С официозом и безВ Белгороде уже начали отмечать 71-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских войск и День Города; празднования продлятся до 6 августа Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

11 августа 2014, 13:03
Пока что ото всего что происходит на Украине больше всего страдает именно сама Украина. Россия то же, но в меньшей степени. Встает вопрос - если ото всего этого страдаем именно мы, русские и украинцы, то резонно задаться вопросом - кто заправляет всем этим хаосом, и какие цели преследует?!?
27 августа 2014, 01:07
Спасибо, Ирина Егорова, хорошая статья.
Прохожему - намекаете на третью страну? Только в Украине почему-то ловят и ловят российских солдатиков на бронетехнике... Российских, а не из других стран. А ведь не должны они тут быть, не должны.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»