Агрессия подавляется любовью
Главное — научиться водителям контролировать свои эмоции, считают сотрудники Госавтоинспекции Белгородской области. Фото: Марина Губина / «Русская планета»

Главное — научиться водителям контролировать свои эмоции, считают сотрудники Госавтоинспекции Белгородской области. Фото: Марина Губина / «Русская планета»

В Белгороде участников дорожного движения учат правильно реагировать на хамство и стрессовые ситуации

По статистике, каждый год в начале весны количество ДТП на российских дорогах увеличивается примерно на 20-30%. В Белгороде придумали способ изменить эту традиционную для нашей страны ситуацию к лучшему. Уже шестой год подряд в конце марта управление ГИБДД области проводит так называемые курсы реабилитации, призванные вернуть участникам дорожного движения уверенность в себе и проверить, насколько они готовы к летнему сезону, когда интенсивность движения неизменно возрастает. На бесплатное занятие прийти может каждый и получить от специалистов информацию самого разного характера: о последних изменениях в законодательстве, о переменах в организации движения в городе, о внесении изменений в ПДД. Рекомендации обязательно дает медик, особое место занимает консультация психолога. Корреспондент РП пообщалась со специалистами и узнала, от чего зависит наше поведение на дороге, и как с помощью психологии можно научиться избегать стрессовых ситуаций.

Дороги — то место, где стрессовые ситуации — обыденность для всех. Агрессия, страх, паника: эти состояния регулярно испытывают и водители, и пешеходы.

– Сотрудники Госавтоинспеции при общении с участниками дорожного движения смотрят, в первую очередь, на психологическое состояние человека, — рассказывает Владимир Дубинин, майор полиции, старший инспектор отдела организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Белгородской области. — От этого напрямую зависит то, как поведет себя в процессе дорожного движения тот или иной его участник, это, безусловно, влияет и на процесс управления транспортным средством. Например, водители, находящиеся в возбужденном состоянии, в состоянии стресса, могут себя повести на дороге агрессивно, они нередко нарушают правила, в первую очередь, превышают скоростной режим. Если и водители, и пешеходы научились бы контролировать свое эмоциональное состояние, это, как минимум, способствовало бы взаимоуважению между всеми участниками дорожного движения.

С августа 2014-го года психологическая подготовка стала обязательным элементом при обучении будущих водителей в автошколах России. Но, как отмечают специалисты, о методах релаксации и аутотренинга участники дорожного движения в нашей стране знают по-прежнему мало. А ведь именно их использование могло бы уберечь от многих негативных ситуаций, в том числе и ДТП.

– Наше поведение на дороге, конечно, зависит от многих внешних и внутренних факторов, — рассказывает кандидат психологических наук Татьяна Сулима. — К внутренним относятся, безусловно, врожденные особенности личности: тип темперамента, конституции. Холерики, к примеру, чаще остальных будут вести себя агрессивно, флегматики, напротив, очень аккуратны, а меланхолику на дороге вообще сложно: ведь нужна постоянная концентрация, контроль за ситуацией, быстрота переключения внимания. От конституциональных особенностей тоже многое зависит: если вам на дороге, к примеру, попадется гиперстеник да еще и сангвиник, то особо не переживайте, чаще всего это люди добродушные, позитивные и общительные. Толстячок-сангвиник, даже если случилось ДТП, всем всегда поможет, развеселит и в придачу еще кучу баек расскажет. Многое в том, как мы реагируем на ту или иную ситуацию на дороге, зависит просто от настроения, от стереотипов поведения, которые «считываются» нами еще в детстве. Если отец, к примеру, был агрессивным водителем, то чаще всего сын становится таким же.

– А влияние гендерных факторов?

– Конечно, оно есть. Известный факт: у мужчин развито тоннельное зрение — они видят далеко вперед, у женщин, наоборот, периферическое, боковое. Потому, когда женщина управляет автомобилем, она, в отличие от мужчины, с большей долей вероятности заметит, что на обочине, к примеру, продается картошка. И тут опять, возможно, сработают гендерные механизмы: женщина сразу может начать думать о том, как она сейчас купит картошечки и всех накормит. И из-за этого она запросто на раз-два-три может из крайнего левого ряда через сплошные линии перестроится в крайний правый. Хотя, конечно, сейчас есть много маскулинных женщин с ярко выраженными мужскими чертами личности, и вот такие дамы водить автомобиль будут уже по-мужски, и картошечка на обочине их точно не отвлечет от управления транспортным средством. Если же у женщины ярко выражена феминность, то, скорее всего, ее авто будет украшено бантиками-цветочками, салон — в игрушках и подушках. И тут другим участникам дорожного движения ничего не остается, как просто предугадывать, что такой водитель может сделать в следующую секунду.

Психолог Татьяна Сулима дает рекомендации, как правильно настроить себя на позитив. Фото: Марина Губина / «Русская планета»

Психолог Татьяна Сулима дает рекомендации, как правильно настроить себя на позитив. Фото: Марина Губина / «Русская планета»

– А каким же образом правильно с психологической точки зрения реагировать на неадекватное хамское поведение и водителям, и пешеходам?

– На самом деле, если у человека все в порядке с самооценкой, то он чаще всего, никак не будет реагировать, сможет понять: этот участник дорожного движения хамит потому, что именно у него в жизни складывается что-то не так. Как правило, по-хамски себя ведут люди с заниженной самооценкой, за счет унижения другого они просто пытаются утвердиться. Одна моя коллега, водитель с большим стажем, когда с ней случаются подобные ситуации, просто приоткрывает окно своего автомобиля, улыбается, шлет воздушный поцелуй и очень ласково говорит: «И я тебя тоже люблю». И вы знаете, действует: поток ругательств, злобы такой неожиданный ответ останавливает, разъяренного человека такая миролюбивая реакция на его агрессию просто в ступор вводит. А если уж вы виноваты в какой-то ситуации, то, конечно, надо извиниться, сказать «прости», просто поморгать аварийкой, снять таким образом напряжение и не обострять ситуацию.

– Хорошо, внешне можно остаться спокойным, когда тебя, например, подрезают, долго не пропускают на пешеходном переходе, да еще что-то кричат вслед из окна автомобиля. Но внутренне эти ситуации ведь могут переживаться тяжело? Как все-таки успокоить себя, даже если внешне получилось не отреагировать на хамство, злость и неадекват?

– Здесь может помочь телесная терапия. Чтобы послать в мозг позитивную информацию в такой ситуации, можно, например, поднять большие пальцы рук вверх при согнутых остальных — жест, обозначающий «класс». И подержать пальцы в таком положении какое-то время. Вообще ведь этот жест отработан многими поколениями, и чаще всего мозг нам «говорит», что  у нас все хорошо. Но этот механизм действует и в обратном направлении: в негативной ситуации, показывая «класс», наше тело посылает в мозг сигналы о том, что все в порядке, спина выпрямляется, а настроение улучшается. Над каждой надбровной дугой у нас есть так называемые точки позитива. Если помассировать их какое-то время фалангами согнутых указательных пальцев, то также можно добиться некоторого успокоения в стрессовых ситуациях. Водитель, к примеру, может еще окружить себя яркими предметами, просто положить на приборную панель какую-то позитивную картинку. Пусть в ней преобладают насыщенные синие тона, оранжевый или зеленый цвета, желтый! И когда происходит что-то негативное, можно просто смотреть на них.

– Все же самое страшное, что может произойти на дороге, это ДТП. Человек в таких ситуациях нередко начинает вести себя неадекватно, впадать в состояние аффекта или в ступор в той ситуации, когда от него больше всего требуются именно активные действия. Какую психологическую помощь можно оказать себе или тем, кто попал в аварию, в первые секунды-минуты после происшествия?

– Чтобы успокоиться, мы делаем обычный по продолжительности вдох и очень глубокий выдох, и так несколько раз. А чтобы активизироваться, наоборот, глубокий вдох и обычный выдох. А дальше, чтобы прийти в себя и включить рационализм, нам нужны цифры. Быстренько можно достать телефон, открыть в нем календарь и вспоминать, какое сегодня число, когда день рождения у твоей жены, детей. Чтобы принять решение, нам нужно включить левое полушарие, и в этом нам могут помочь цифры, в любом виде. Буквально несколько секунд работы с числами — и человек вновь начинает соображать!

– Но довольно часто бывают случаи, когда водитель после ДТП вообще перестает садиться за руль, а пешеход, если его, к примеру, сбила машина, испытывает панический страх каждый раз, когда просто переходит улицу. Как эти страхи преодолевать?

– Часто в этих случаях помогает только помощь профессионалов в области психологии. Действуют они в отношении фобий просто волшебно. Мне, например, очень нравится техника нанизывания якорей. В спокойной обстановке нужно закрыть глаза и вспомнить 15 позитивных ситуаций вашей жизни. И в тот момент, когда вы эти события вспоминаете, надо делать какое-то одно и то же микродвижение. Например, надавливать на ногтевую пластину большого пальца. Вспомнили что-то приятное — надавили, и так пока не вспомните 15 ситуаций. А потом, когда происходит какой-то негатив, нужно просто повторять это микродвижение, в нашем случае — давить на ногтевую пластину. Еще можно попробовать применить технику белого экрана. Закрываем глаза, и представляем перед собой белый экран, на который выводим неприятную ситуацию, в нашем случае это ДТП. Воображаем эту ситуацию со всеми подробностями, со всеми участниками и обстоятельствами, но без себя самого. А потом в правом нижнем углу нашего экрана появляется черная точка, сначала она маленькая, но постепенно увеличивается и наползает на экран, где отображено негативное событие, и делает, в конце концов, этот экран полностью черным. После мы представляем ситуацию так, как хотели бы, чтобы она случилась, то есть в позитивном ключе.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»