Керамика в глазури
Борисовские гончары в XVIII–XIX вв. славились если не на всю Российскую империю, то на приграничных с Украиной территориях точно. Фото: Марина Губина/ «Русская планета»

Борисовские гончары в XVIII–XIX вв. славились если не на всю Российскую империю, то на приграничных с Украиной территориях точно. Фото: Марина Губина/ «Русская планета»

Как в Белгородской области сохранили гончарный промысел и почему практичность посуды здесь превыше всего

В поселке Борисовка Белгородской области находится крупнейшее в России предприятие по изготовлению майоликовой толстостенной керамики или, говоря языком обывателей, глиняной посуды. Производят здесь, в основном, горшки для запекания, тарелки, салатники, чашки, кувшины. Весь ассортимент — это более 1000 наименований. Гончарное дело на территории нынешней Борисовки — ремесло древнее: местные краеведы заверяют, что глиняные обломки, найденные в этом районе, датируются еще периодом палеолита. Корреспондент РП побывала в поселке, узнала историю промысла и то, как он развивается сейчас.

– Когда делаешь что-то на гончарном круге, ты своей энергией наполняешь изделие, а потом эта энергия передается людям. Энергию надо беречь: если у меня ее кто-то забрал, за работой отдавать будет уже нечего, — усаживаясь за гончарный круг и расстилая клеенку на коленях, рассуждает Алена Копица. Хрупкая девушка за рабочую смену умудряется изготовить около 100 различных изделий, на каждое в зависимости от размера уходит от 4 до 15 минут. На вопросы Алена отвечает неохотно, признается, что ими успели замучить туристы, которые сейчас на борисовском заводе бывают частенько. Еще и журналисты приезжают без предупреждения, в общем, не дают спокойно аккумулировать энергию для работы.

– Не люблю отвечать на вопрос, болят ли у меня руки, — отрезает Алена, — потому что как только я говорю «нет», они сразу начинают болеть. Но вообще у меня нет такого, что я считаю минуты до конца рабочего дня, хотя отсюда я не раз увольнялась, но потом возвращалась. А попала на фабрику по стечению обстоятельств. Пришла подработать на лето, когда еще в училище училась. Увидела, как быстро и красиво здесь все делают гончары, и тоже села за круг. Но если б знала, сколько времени уходит на то, чтобы всему научится, сразу бы ушла. Первые полгода 90%, если не больше, из того, что ты делаешь, отправляется вон туда, — кивает Алена в сторону мусорного ведра, стоящего рядом с гончарным кругом. В середине рабочего дня ведро у Алены еще пустое. На заводе «Борисовская керамика» она работает с 2005 года, и сейчас единственный гончар на предприятии, хотя когда-то здесь ручной работой занимался целый цех. Теперь же hand made хоть и в моде, но прибыли заводу приносит мало, львиная доля изделий производится на станках-полуавтоматах.

Алена Копица за рабочую смену изготавливает около 100 различных изделий. Фото: Марина Губина/ «Русская планета»

Алена Копица за рабочую смену изготавливает около 100 различных изделий. Фото: Марина Губина/ «Русская планета»

– Отличить ручную работу от станковой, конечно, можно. В гончарных изделиях вы никогда не увидите швов. И в такой посуде нет выемки на донышке, оно плоское, потому что срезается, — делиться секретами девушка. — А если не приглядываться, то обыватель и не поймет — только на упаковке написано будет мелким шрифтом «ручная работа».

Небольшие заказы Алене поступают регулярно, в основном, из Москвы и Питера. В провинции, как отмечают на борисовском заводе, ручная работа ценится мало. Те же кувшины, чашки и тарелки покупатели выбирают не по способу изготовления, а прежде всего по цене, высокохудожественность оформления мало кого интересует. Курьез в том, что те же самые приоритеты были на белгородской земле и 200-300 лет назад.

Если верить местным краеведам, то борисовские гончары в XVIII–XIX вв. славились если не на всю Российскую империю, то на приграничных с Украиной территориях точно. Впервые упомянутый в 1695-м году поселок Борисовка с 1705-го становится вотчиной графа Бориса Петровича Шереметьева. С этого времени здесь активно развиваются многие виды ремесел, гончарное оказывается в лидерах.

– Этот промысел, как мы полагаем, был привнесенным, — рассказывает научный сотрудник Борисовского историко-краеведческого музея Ирина Сургучева. — Сюда ехали люди с территорий нынешней Украины. На Гетманщину ведь постоянно совершались набеги, и нестабильная ситуация приводила к тому, что люди срывались едва ли не целыми селами и переезжали на новое место. А здесь хорошо принимали, графу было выгодно, чтоб в его вотчине жило как можно больше людей. В Борисовке запрещено было поселяться беглым крестьянам и казакам, предпочтение отдавалось семейным и, что называется, рукастым.

В XVIII веке Борисовка стала одним из самых многолюдных поселений Российской империи, здесь проживало до 25 тыс. человек. Развитию именно гончарного промысла способствовали как минимум два фактора: наличие довольно крупных месторождений глины, подходящей для изготовления посуды, и активная торговля. Через Борисовку в то время проходил крупный торговый путь, и четырежды в год устраивались ярмарки. Борисовская керамика отправлялась в путешествие по империи и, говорят, ценилась прежде всего за прочность, утилитарность и дешевизну.

– Многие историки и краеведы прошлого отмечают предприимчивость и практичность борисовцев, — продолжает Ирина Сургучева. — И местные гончары — не исключение. Традиционная борисовская керамика — это простейшие предметы кухонной утвари: горшки, кружки, макитры (большие горшки, которые чаще всего использовали для приготовления дрожжевого теста. — Примеч. РП). Посуда почти не украшалась и имела естественный цвет — с коричнево-красноватым оттенком, как у местной глины. Причина такой практичности, думаю, в том, что жили здесь люди, в основном, небогатые, и важным качеством керамики просто должна была быть доступность. Правда, делали и посуду и подороже, украшали ее глазурью. Причем, одним из компонентов глазури тогда был пережженный свинец. Он давал изделию оригинальный зеленоватый оттенок. Видимо, еще не знали о том, насколько это вредно. Но гончары уже тогда не были завидными женихами. Считалось, что они мало живут, что у них часто болеют дети.

Главные особенности борисовской керамики — ее практичность, долговечность и неброскость. Фото: Марина Губина/ «Русская планета»

Главные особенности борисовской керамики — ее практичность, долговечность и неброскость. Фото: Марина Губина/ «Русская планета»

Тем не менее, к началу XX века в Борисовке было около 100 дворов, принадлежащих гончарам. Причем, большинство местных мастеров, в отличие от соседей из того же Курска и Воронежа, зарабатывали на жизнь исключительно промыслом, забыв о труде на земельных наделах. День борисовского гончара 100 лет назад мало отличался от рабочей смены Алены Копицы: умельцы прошлого изготавливали те же 70-100 изделий в день. Помимо посуды делали игрушки, в основном, свистульки.

В конце 20-х гг. XX века несколько династий борисовских гончаров объединились в артель. А в 1969-м открылись цеха Борисовской фабрики художественной керамики. Мария Ивановна Целих сейчас на предприятии старожил, работает на участке отливки. Ловко достает из гипсовых форм так называемые литки — глиняные заготовки, которые вскоре пойдут на первый обжиг.

Производство хоть и станочное, но тепло рук каждое изделие все же успевает почувствовать. Из форм чайники и чашки выходят с жуткими неровностями и выступами по краям, даже не верится, что такое потом может попасть на прилавок. Но Мария Ивановна берет в руки специальный нож и почти не глядя, параллельно рассказывая о себе, быстро и четко устраняет все недостатки.

– Я сюда пришла 36 лет назад, — вспоминает она, — фабрика тогда гремела. Мы на парадах всегда в первых рядах шли. В одном заливочном цехе 40 заливщиц работало, все молодые. Весело было: песни пели, голоса у девчонок какие были… А потом в 90-е что только с нами не делали: продавали, перекупали фабрику. 7 лет зарплату не получали, бартером все в дом добывали — от туалетной бумаги до мотоцикла. Но работали, куда деваться, да и продукция наша все равно ценилась.

Большинство подобных отечественных предприятий в 90-е не выжили, борисовскую керамику не просто удалось сохранить: по российским меркам завод успешен, его продукция теперь известна и за рубежом — есть заказчики из США, Израиля. Работают здесь более 250 сотрудников, в месяц изготавливают 170 тыс. единиц продукции. По словам директора завода, за 10 лет объем производства вырос в 12 раз.

– Борисовскую глину мы уже не используем, для майоликового производства лучше подходят глины и коалины из Рязанской области и с Урала, — рассказывает директор «Борисовской керамики» Константин Хлебников. — У нас на предприятии сейчас около 50 станков-полуавтоматов, ручной работой занимается только Аленка (Копица. — Примеч. РП) и цех росписи. Полностью ручная работа — это, конечно, хорошо, но в условиях нашей экономики такое предприятие не выживет.

Из традиций прошлого сохранились, правда, главные особенности борисовской керамики — ее практичность, долговечность и неброскость. Никаких пышных росписей на борисовской посуде не увидишь, ее стиль сейчас даже называют минималистичным. К этому добавилась еще и экологичность, свинец и другие вредные вещества в производстве уже давно не используют. А глазури, которыми покрыта керамика, и вовсе отдельная гордость завода. Их рецепты изобретены местными технологами, и в основе только пищевые красители.

Читайте в рубрике «Титульная страница» 26 вопросов по делу НемцоваПочему самое резонансное убийство последних лет сложно назвать раскрытым 26 вопросов по делу Немцова

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»