В черном-черном городе черной-черной ночью
В этом палисаднике, по словам караеведа Альбощего, до сих пор находятся могилы. Фото: Ирина Егорова

В этом палисаднике, по словам караеведа Альбощего, до сих пор находятся могилы. Фото: Ирина Егорова

Корреспондент «Русской планеты» искала в Белгороде ссыльных ведьм и темные подземелья с мертвецами

Белгород щедр на предания о километрах подземных ходов, замурованных в них гробах с нетленными мощами святых и тысячах невинно убиенных в подземельях людей. Поговаривают, что город вообще стоит на костях, а в Средние века сюда еще и ведьм со всей России ссылали. Но как нет дыма без огня, нет и легенд, возникших на пустом месте.

Все тайное становится явным

Еще сто лет назад визитной карточкой Белгорода был Свято-Троицкий собор, расположенный на территории кремля в исторической части города. Много позже здесь появился мужской монастырь. В 1920-е годы собор и монастырь уничтожили, но живы предания о якобы имевшихся подземных ходах, ведущих в женский монастырь, располагавшийся в сотне метров, о выходах к реке и тоннелях от нынешнего центра до железнодорожного вокзала. Многочисленные свидетельства, как правило, сводятся к историям в духе «мой дедушка в детстве туда лазал», «моему папе рассказывали», «старожилы помнят». Из документальных подтверждений есть фотография начала 1970-х годов, когда во время строительства универмага в котловане на глубине около 6 метров строителям открылся деревянный колодец шириной примерно 1,2 м. Утверждают, что лаз заканчивался метров через 10-15 обвалом.

Легенды о подземельях уходят к временам, когда Белгород был засечной (пограничной) чертой, с военными крепостями и прочими атрибутами защиты государственной границы. Тогда подземные ходы были логичны и оправданы.

– Таковой если и был, то только один: из крепости к реке и датируется примерно 1650 годом, ― рассказал «Русской планете» археолог, кандидат исторических наук, доцент Белгородского Госуниверситета Владимир Сарапулкин. ― Поскольку в исторической части города на 8 метров грунт песчаный, то, скорее всего, ход был выкопан как траншея, покрыт бревнами и замаскирован землей. Это единственный ход, по которому есть подтверждение на картах, хотя, конечно, найден он не был, а даже если бы его и нашли, то как подземный ход никто бы не опознал.

Найденное же в 1970-х годах Сарапулин считает подземным помещением бывших купеческих складов. Директор ОГКУ «Государственный архив Белгородской области» Павел Субботин с этим заключением согласен:

– В прошлом году в центре снесли старый жилой дом, я решил осмотреть его подвалы, ― рассказал он «Русской планете». ― Там такие капитальные подвалы с множеством комнат и переходов: сводчатые потолки, в потолках ниши с решетками. Дома снаружи нет, а внизу ― полностью сохранившееся капитальное строение. А ведь были еще большие купеческие дома с более капитальными подвалами.

Самый знаменитый и самый нелогичный городской миф касается подземного хода из мужского монастыря в женский.

– Зачем он был нужен? — задается вопросом Павел Субботин. — Если люди подозревают любовные связи межу обитателями, то они не понимают специфику монашества. У нас есть списки монахинь, им от 50 лет и выше. До этого момента женщине давалась возможность выйти замуж и родить детей. В монастырь не как в тюрьму отправляли, люди шли добровольно, а многие и уходили из монашества.

Он отмечает, что есть коммуникационные подземные ходы той эпохи и подвалы под каждым снесенным собором. В Преображенском соборе в таком помещении находится кабинет духовного краеведения. В подцерковьях Свято-Троицкого собора были усыпальницы белгородских епископов. Краевед Павел Альбощий в поисках склепов принимал активное участие.

Корреспондент «Русской планеты» застала Павла в кабинете духовного краеведения. На длинном столе рядом с книгами и журналами — гроб с останками облачения епископа Никодима, склеп которого обнаружили год назад.

– Я покажу вам «таинственные подземелья», ― говорит Павел и предлагает пройти в подвал нового здания епархии, построенного на месте снесенного собора. Спускаться приходится по очень крутым ступеням к некогда стоявшей здесь печи, от которой ныне остались только затворки. Далее небольшое помещение с высоким потолком. Внизу видна старая кирпичная кладка, рядом снятая с петель кованая дверь. ― Возле печи я нашел патроны, значит, во время войны тут прятались люди, в углу было несколько бутылок вина ― никакой тайны, никаких ходов!

Самой известной находкой из подземных строений стала пещерка, в которой хранились мощи Святителя Иоасафа Белгородского. Располагалась она в подцерковье Свято-Троицкого собора. В 1920-х годах саркофаг был вскрыт большевиками, мощи вывезены в Москву. К юбилею канонизации Святителя Иоасафа по инициативе епархии пещерку решили найти и восстановить. Как заверил археолог, с поиском особых сложностей не возникло.

– Есть фотографии, литографии, все зафиксировано, поэтому было ясно, где ее искать, ― говорит Владимир Сарапулкин. ― Ничего тут странного и загадочного нет. В районе собора, безусловно, есть и другие склепы.

Некоторые из них уже стали известны. Рядом с лестницей, ведущей в «подземелье» епархии, склеп епископа Никодима — пустое темное помещение, а прямо под нынешним входом засыпанный склеп предположительно епископа Феоктиста. Все они были найдены в ходе длительных поисковых работ, останки археологи передали в музей. Их еще предстоит идентифицировать.

Историческая амнезия

Всего при строительстве здания епархии выкопали 350 захоронений XVIII века. Как рассказал Павел Альбощий, подвал старинного собора был завален могильными плитами и надгробиями. На месте старого кладбища с 1950-х годов стоят невзрачные жилые двухэтажки. Сейчас о захоронении напоминает один-единственный камень с могилы некоего купца да регулярные провалы грунта в палисадниках.

До революции в Белгороде было около 20 церквей и столько же кладбищ. Поэтому человеческие кости находят часто и в больших количествах, ведь центр города формировался с XVI века и был почти разрушен в ХХ.

– Кладбища были большие, людей умирало много, о чем свидетельствуют метрические книги, — продолжает Павел Субботин. — Постоянно передвигались места церквей, кладбища при них тоже зарастали и заравнивались. Были захоронения новейшего периода при церквях, которые закрыли большевики и тоже все заровняли. Нынешнее «старое» кладбище до войны называлось «новым», а ведь там очень небольшой участок земли.

Не меньший интерес представляют легенды о ссыльных ведьмах. Восходят они к документам XVII века, описывающим расследования дел о колдовстве. Член Белгородского общества краеведов Константин Битюгин в свое время доказывал, что в архивах имеются приговоры о высылке виновных в колдовстве в «украинные (окраинные) города, на вечное житье». К таковым относился и Белгород. Он цитирует грамоту 1642 года, в которой царь Алексей Михайлович повелевает белгородскому воеводе Тимофею Бутурлину «провинившихся в подобных делах бить батогами», а трижды уличенных в колдовстве «злых людей и врагов Божиих сжигать в срубах безо всякой пощады, а дома их разорять до основания».

– По поводу ссылки сведения есть, но по поводу того, что здесь сжигали людей, документов не обнаружено, ― пояснил Павел Субботин. ― Не нужно думать, что ссылали именно сюда ― и в Воронеж, Кострому, на север ссылали. Была смута, и чтобы навести порядок в центре государства, публику, которая «раскачивала ситуацию» отселяли. Я скажу больше — сюда и добровольно приезжали люди, те же старообрядцы, которые иногда проводили самосожжения.

Он отмечает, что еще дореволюционный историк Анатолий Танков упоминал о самосожжениях старообрядцев. Подобные истории вполне могли трансформироваться в народной памяти до «костров инквизиции».

– Культура той эпохи рассматривает смертную казнь как обыденное явление, наказание было прописано в законодательстве, и было его применение, ― добавляет директор архива, поясняя, что если не обнаружено документов о казнях на костре, то это не значит, что сожжений не было вовсе.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»