Сил лошадиных нет
Фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Астапкович

Фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Астапкович

Транспортный налог в Белгородской области по-прежнему один из самых высоких в стране

Чуть больше недели остается до окончания срока уплаты транспортного налога. До 1 октября все белгородские автовладельцы должны были получить уведомления, оплатить которые необходимо до 2 ноября. Впрочем, в этом году у собственников автомобилей есть небольшая фора — 2 ноября выпадает на субботу, а значит, срок переносится на следующий за ней первый рабочий день.

Горожанам в плюс, бюджету в минус

У многих белгородцев отношение к транспортному налогу неоднозначное: некоторое время налоговая ставка была едва не самой большой в стране. В конце 2009 года региональные законотворцы фактически проявили лояльность и увеличили ставки транспортного налога для большинства авто на 25%, при том, что федеральное законодательство позволяло увеличить поступления в бюджет по линии транспортного налога до 50%. Тогда для владельцев авто до 100 л. с. была установлена планка в 25 рублей за 1 л. с. Тем, у кого мощность авто составляла от 100 до 150 л. с., предстояло платить по 37,5 рубля за «лошадь» и далее по возрастающей. Однако нововведения не прижились. После многочисленных жалоб жителей области губернатор региона Евгений Савченко внес на рассмотрение депутатов облдумы законопроект о снижении ставок транспортного налога. Буквально за месяц народные избранники приняли поправки, которые начали действовать лишь с 2012 года, и снизили налоговую ставку минимум на треть. Для владельцев легковых авто с мощностью двигателя до 100 л. с. налоговая ставка снизилась с 25 до 15 рублей, для автомобилей мощностью от 100 до 150 л. с. — с 37,5 до 25 рублей.

- При этом пятая часть налогоплательщиков, а именно льготные категории населения, имеющие автомобили мощностью до 100 л. с., вообще освобождены от уплаты транспортного налога, — отметил в беседе с корреспондентом «Русской планеты» замначальника департамента финансов и бюджетной политики региона — начальник бюджетного управления Андрей Изварин.

Однако и здесь законотворцы застраховались от мошенничества — действует льгота лишь на один автомобиль.

Кстати, если жители региона от нововведений выиграли, то областной бюджет явно проиграл. Финансисты оценили недоимки бюджета в 411 млн рублей.

В выигрыше тот, кто меньше ездит

Всего, как говорится в отчете регионального департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области по исполнению областного бюджета по итогам первых 5 месяцев, в этом году бюджет должен получить почти 1,5 млрд рублей за счет сбора транспортного налога, к июню поступило всего около 17% планируемой суммы. Впрочем, время у налогоплательщиков еще есть, тем более что платить белгородцы предпочитают в последний момент.

- Если смотреть по прошлому году, то с 19 октября по 1 ноября поступило 78 млн рублей из начисленных 441 млн, 2 ноября — 28 млн, и до 30 ноября еще 43 млн рублей. Впрочем, полностью сумма не погашена все равно, на 13 декабря было уплачено всего 82% от начисленной суммы. Во многом помогает практика судебных процессов, и суд встает на нашу сторону, все дела передаются в производство судебных приставов. Недоимку удалось значительно сократить, — отметил «Русской планете» пресс-секретарь инспекция ФНС России по Белгороду Сергей Лукинов.

В этом году только налоговые инспекторы Белгорода планируют принести в казну области около 310 млн рублей отчислений в рамках уплаты населением транспортного налога, это почти на 40 млн больше, чем в 2012 году.

- Налог ведь сегодня сильно зависит от мощности машины. Так вот, не только количество машин растет, но ведь и люди меняют авто на более мощные. Во многом этому способствовала и правительственная программа утилизации авто, — объясняет Лукинов.

По состоянию на 21 октября около 140 млн рублей уже поступило на счет казначейства. Именно казначейство в дальнейшем распределяет налоговые поступления по адресатам. В случае транспортного налога это бюджет региона, причем расходование средств, как следует из текста закона, также предусмотрено целевое — на «содержание, ремонт, реконструкцию и строительство дорог общего пользования области».

Вероятно, именно назначения налога и его общий объем в бюджете регионов до сих пор вызывают множество споров тех, кто хотел бы включить его в стоимость бензина и тех, кто против этого. По сути, если увеличить стоимость бензина на величину налога, каждый автовладелец будет платить исходя из того, сколько он ездит. Однако тогда бюджеты регионов ощутят существенный дефицит. С другой стороны, удастся избавиться от реальных недоимок, которые в большинстве случаев в судебном порядке взыскиваются с должников.

Еще в 2010 году за увеличение акцизов выступил и представитель в Совете Федерации от Белгородской области Николай Рыжков. А в конце 2012 года его поддержал и президент Владимир Путин на встрече с руководителями думских фракций. Тогда отдельные участники встречи отметили, что «сам факт наличия автомобиля отнюдь не повод взимать налог». На жителях России пока двойное бремя: транспортный налог сохранен, а цены на бензин по-прежнему растут. Глава государства тогда отметил, что в разных регионах акцизы на топливо складываются и поступают по-разному, поэтому губернаторы настояли на том, чтобы вопрос был доработан.

Против перевода транспортного налога в акцизы на топливо выступают налоговики. Главный довод специалистов — сборы от акцизов идут в общий федеральный бюджет, а значит, бюджеты субъектов федерации явно в проигрыше. Специалисты налоговой службы региона комментировать непринятые законы отказались.

Есть и другие варианты более грамотного сбора налога на транспорт. Например, в Голландии используется налог за фактический пробег машины. У каждой из категорий авто своя налоговая ставка, которая составляет в среднем около 3 евроцентов за 1 километр. А в Германии с 2009 года автомобилисты платят и за объем двигателя, и за объем выброса углекислого газа, каждый грамм которого стоит 2 евро. Таким образом немцы еще и мотивируют автовладельцев внимательно относиться к экологичности машин.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»