Битва за маршрут
Избитый водитель маршрутки Саят Восканян. Фото: Татьяна Григорьева.

Избитый водитель маршрутки Саят Восканян. Фото: Татьяна Григорьева.

В Белгороде избивают и преследуют маршрутчиков, которые не участвовали в конкурсе на оказание перевозок

В Белгороде уже несколько месяцев длится противостояние маршрутчиков компаний «Таксопарк» и «Спутник» с администрацией. Летом прошлого года среди перевозчиков прошел конкурс на право транспортного обслуживания населения. Администрация по результатам конкурса подписала договоры с тремя компаниями ООО «Белкомтранс», ООО «Автомиг» и МУП «Городской пассажирский транспорт». Маршрутчики из компаний ООО «Таксопарк» и ООО «Спутник» не подали документы на конкурс и стали ездить без всяких договоров с администрацией, ссылаясь на то, что не могут купить дорогие автобусы, рекомендованные властями. Чиновники в свою очередь устраивают рейды, снимают с маршрута перевозчиков и штрафуют их. Накануне, 17 января, на несколько водителей напали неизвестные, которые настаивали на том, чтобы маршрутчики прекратили работу. В итоге страдают и горожане, которые подолгу вынуждены стоять на остановках в ожидании транспорта.

В четверг, 22 января, на остановке «Аэропорт» заместитель начальника отдела транспорта и развития транспортной сети администрации города Давид Мозаидзе, который участвует в рейдах по поимке маршрутчиков-«нелегалов» попал под автобус. На этой остановке Мозаидзе чаще всего и проверял автобусы, впавших в немилость маршрутчиков. По словам водителей, Мозаидзе сам бросился под автобус. Чиновник остался жив и здоров. Водители полагают, что он специально аккуратно упал под колеса, чтобы у них отобрали лицензию на перевозки за совершение ДТП.

Сам Давид Мозаидзе объяснил в разговоре с РП суть своей работы по проверке маршрутчиков.

– Руководство этих компаний не подало документы на конкурс и не имеет права перевозить пассажиров. За это мы будем их штрафовать. И будем проводить рейды до тех пор, пока не решим эту проблему.

По его словам, водители работают нелегально. Сами же водители и их начальство с этим не согласились и решили в суде доказать законность своей деятельности. Также они считают, что администрация заявила такие условия конкурса, которые они не в состоянии выполнить — приобрести дорогие автомобили. При этом в положении об организации транспортного обслуживания населения на территории городского округа не сказано, автобусы какой марки и класса должны быть у перевозчиков.

– Нас хотели заставить покупать новые автобусы с двигателем экологического стандарта не ниже Евро-4. Сначала нас заставили продать «ГАЗели» и купить пазики и икарусы, теперь требуют их снова продать и купить автобусы марки «Лиаз» и «Нефаз». Причем, по неофициальному требованию, нужно купить их у компании «Белкомтранс» за более высокую цену, чем у завода-производителя. Кому в карман пойдет разница, мы догадываемся. Теперь у нас невыплаченные кредиты за автобусы, а нас еще хотели заставить покупать новые! У меня два с половиной миллиона долга и я теперь безработный, так как мне не дают спокойно трудиться и кормить семью! — возмущается предприниматель Дмитрий Валуев.

Чиновники городской администрации на протяжении более чем полугода утверждали, что борются с нелегалами во имя безопасности и комфорта пассажиров. Маршрутчиков обвинили в том, что они имеют лишь лицензию и не заключили договор с администрацией. Водители настаивали, что их работа по лицензии и без договора вполне легальна. Им удалось доказать свою правоту в суде. Правда, не сразу. Сначала Октябрьский районный суд города Белгорода запретил компании ООО «Таксопарк» заниматься перевозкой пассажиров, позже, 30 декабря, Арбитражный суд Белгородской области вынес другое решение. Согласно нему, отсутствие договора с администрацией на осуществление пассажирских перевозок не является административным правонарушением, и водители работают совершенно законно.

– Нет никаких правовых оснований для запрета работы без договора с администрацией, также нет такого закона, согласно которому можно заставить компанию-перевозчика купить автобусы с двигателем не ниже стандарта Евро 4 и возить пассажиров только на них. Это инициатива городской администрации и не более того, — заявляет юрист Евгений Плешков.

Но, тем не менее, на решении суда, которое было вынесено в пользу маршрутчиков, история не закончилась. Теперь водители боятся выходить на маршрут, поскольку это стало опасным для жизни и здоровья.

17 января двое водителей, работающих на автобусах предпринимателей–«нелегалов», стояли возле своего транспорта на остановке в поселке Северный. На них напали пятеро неизвестных.

– Трое били меня, а другого водителя Евгения Ковалева избивали двое. Один наш знакомый водитель закрылся в автобусе и вызвал полицию, — рассказывает Саят Восканян.

Говорить пострадавшему водителю очень сложно, поэтому на вопросы журналистов отвечает его гражданская жена Елена.

– Я приехала на остановку и с трудом забрала Саята у полицейских, которые хотели везти его в отдел для дачи показаний. И это в то время когда его рвало кровью, когда левого глаза было почти не видно из-за опухоли. Скорую не вызвали, я сама везла его в больницу. Ему предстоит полное обследование, скорее всего, были повреждения внутренних органов и глаза. Все подозревают в преступлении сотрудников конкурирующей компании «Белкомтранс», так как они спросили, на кого Евгений и Саят работают, и сказали «вас же предупреждали, что вы здесь больше работать не будете». После этого они начали впятером избивать двоих. Теперь я бегаю каждый день в больницу, жду, когда обследуют Саята, очень надеюсь, что у него не будет серьезных проблем со здоровьем. Я очень боюсь за его жизнь и за жизнь своих близких, боюсь, что нас заставят забрать заявление из полиции. Куда нам теперь прятаться, куда уезжать из Белгорода? — спрашивает Елена, гражданская жена Саята.

В сентябре прошлого года автобусы водителей конкурентов компании ООО «Белкомтранс» эвакуировали с платных стоянок и вывезли из дворов.

– Часть автобусов были вскрыты, а водителей маршруток били и выкидывали из салона. На одном из рейдов был советник губернатора Белгородской области Егор Красников. Он грубо вел себя с водителями. Один из пострадавших снял его на видео и вызвал полицию. Но Красников уехал до ее появления. Никого из участников того рейда по захвату и угону маршруток до сих пор не наказали. А Красников на встрече со мной заявил, что Белгородская область не находится в пределах Российской Федерации и живет по своим законам. После этих случаев мы поняли, что на местном уровне не сможем ничего добиться и стали обращаться в различные инстанции на федеральном уровне. Но и это пока что не помогло, — рассказывает Сергей Бочарников, директор ООО «Спутник».

Источник РП в Белгородском УФАС подтвердил, что вопрос рассматривается и в их ведомстве, в разных отделах. С осени, когда противостояние вошло в активную фазу и автобусы стали изыматься на штраф-стоянки, компании-конкуренты начали писать друг на друга заявления во все госорганы, в том числе и в УФАС.

– Заявления об изъятии автобусов не отражает главный вопрос: имеют ли они право возить пассажиров, если они не участвовали в конкурсе, — говорит источник. — А «Белкомтранс» какой монополист? Он участвовал в открытых торгах наравне со всеми, выиграл в открытой борьбе и администрация, которая по закону о местном самоуправлении обязана организовывать транспортное обслуживание населения и упорядочивать этот процесс, выделила ему маршруты.

В неофициальном комментарии он отметил, что, по его мнению, для осуществления пассажирских перевозок наличия одной лицензии недостаточно, поскольку закон о местном самоуправлении обязывает администрации по всей стране проводить конкурсы.

– Лицензии хватит, если он будет возить как частник по объявлениям, а здесь они осуществляют регулярные пассажирские перевозки, поэтому должны были принять участие в конкурсе, — отмечает собеседник РП. — Я так понимаю они не участвовали в конкурсе, потому что им не понравились условия, тогда надо было жаловаться на конкурс, а не игнорировать его, считая что раз есть лицензия, то я буду осуществлять регулярные пассажирские перевозки. Но на каком основании тогда они заезжают на общественные остановки?

Ранее в конце декабря маршрутчики и пассажиры устраивали митинг в защиту своих прав. На него чиновники не явились. Тогда была организована пресс-конференция, на которую пригласили мэра Белгорода Сергея Боженова. На нее пригласили и пассажиров, которые рассказали, что теперь они гораздо дольше стоят на остановке в ожидании транспорта, поскольку компании, выигравшие конкурс, отправляют на маршруты мало машин. Глава города выслушал жалобы водителей и пассажиров, пострадавших от «транспортной реформы», и заявил, что транспорт и не должен ходить так часто как раньше, пусть мол, пассажиры выходят на остановку по расписанию. Маршрутчикам глава города ответил, что без договора они не имеют права работать на этих маршрутах и, возможно, для них создадут новые.

Маршрутчики 20 января вновь решили собрать пресс-конференцию и рассказать, что суд доказал законность их деятельности, но тем не менее, им не дают работать. Но за пять минут до начала конференции сотрудники гостиницы «Белый город» заявили, что конференцию придется отменить, так как в гостинице начался ремонт. Показать конференц-зал, где тот самый ремонт проводится, сотрудники отеля отказались. Тогда маршрутчики пригласили собравшихся в автобус № 107 и провели встречу с прессой в его салоне. После решили отвезти журналистов на остановку на улице Молодежной, где ситуация с общественным транспортом особенно плачевна — люди вынуждены по сорок минут ждать автобуса и ездить с пересадками. Автобус по дороге два раза останавливала полиция. Первый страж порядка заявил о нарушении ПДД, а второй сослался на анонимное сообщение о том, что на маршрут выехал автобус, принадлежащий нелегально работающему предприятию. В итоге команда журналистов, маршрутчиков и депутата горсовета от КПРФ ехали на место назначения несколько часов. Никто уже и не удивился, что на остановке «Арбат» автобус с прессой и тремя коммунистами встретили не только замерзающие на остановке пассажиры, но и сотрудник городской администрации, начальник службы по взаимодействию с общественными и политическими организациями, заявивший, что присутствует здесь, поскольку сюда приехали три местных политических деятеля.

Ни пресс-конференции, ни митинг не смогли решить проблему. Теперь маршрутчики намерены организовать пикет на Красной площади в Москве. Это их последняя надежда на восстановление справедливости.

Мэрия же продолжает мероприятия  по выявлению перевозчиков, которых признает нелегальными.

«Возьмем, к примеру, роман Шекспира Далее в рубрике «Возьмем, к примеру, роман Шекспира "Ромео и Джульетта"»Как белгородские школьники написали свои первые итоговые сочинения Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»