«Заплатил бы 500 рублей и успокоился!»
Фото: Марина Губина /

Фото: Марина Губина / "Русская планета"

Как российские автолюбители добиваются отмены штрафов за нарушения, зафиксированные дорожными камерами, и что делать, если вас оштрафовали незаконно

Российские автолюбители все чаще оспаривают в суде постановления об административных правонарушениях, вынесенные при помощи средств фото- и видеофиксации. В Тюменской области в 2015 году отменили около 100 штрафов за превышение скорости, потому что перед дорожной камерой не было предупреждающей таблички о том, что ведется видеонаблюдение. В Краснодарском крае региональный СК продолжает следствие по уголовному делу о фальсификации сотрудниками ЦАФАП ГИБДД штрафов, фиксировавшихся камерами. Как автолюбители доказывают свои правоту и на что обращать внимание, когда получаешь «письмо счастья», чтобы не стать жертвой мошенничества или технической ошибки, выясняла корреспондент РП.

Мифические знаки

Белгородец Борис Подставкин уже больше года через суды и прокуратуру пытается обжаловать постановление ГИБДД об административной ответственности за превышение скорости. 13 сентября 2014 года пенсионер получил письмо, в котором сообщалось, что передвижная видеокамера «КРИС-П» зафиксировала правонарушение: в зоне действия знака, ограничивающего скорость до 40 км/ч, Подставкин якобы превысил разрешенный лимит на 36 км/ч. Автолюбителя признали виновным и назначили административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей. Штраф белгородец оплатил сразу же после получения письма, но усомнился в законности постановления.

– Я за рулем с 1967 года и считаю себя водителем аккуратным, ни разу за все время в серьезные аварии не попадал. Стараюсь не нарушать ПДД и четко следить за стрелкой своего спидометра, — рассказывает РП Борис Подставкин. — Когда пришел этот штраф, я долго понять не мог, как я нарушил правила? Стал вспоминать тот день, тот участок дороги и понял, что никакого знака, ограничивающего скорость до 40 км/ч, я не видел.

На следующий день пенсионер отправился на место, где момент правонарушения был зафиксирован камерой.

– Никакого знака я там действительно не обнаружил, но зато неподалеку увидел машину ДПС и решил поговорить с сотрудниками. Показал им постановление, стал объяснять, что практически полностью уверен в том, что знака «40 км» не было на этом месте 13 августа, когда камера сфотографировала мою машину. На что ребята мне ответили: «Дед, не переживай, тут не один ты попался!» В разговоре они подтвердили, что знака действительно не было, и соответственно, разрешенная скорость там была, как и везде по городу, 60 км/ч, — продолжает рассказ автомобилист.

Лично пообщаться с заместителем начальника Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) пенсионеру не удалось. Тогда он решил обратиться с жалобой в суд.

– За эти почти полтора года по моему делу состоялось уже 5 заседаний, — констатирует пенсионер. — Дважды мне не удалось доказать свою правоту в суде первой инстанции, еще столько же раз — в суде второй, а после я обратился в прокуратуру. И зампрокурора области вынес решение об отмене постановления о правонарушении, нашел все-таки доказательства того, что к ответственности меня привлекли незаконно. Во время нового рассмотрения дела, 13 ноября этого года, районный суд отменил постановление и прекратил производство по делу.

Борис Подставкин уже больше года пытается обжаловать постановление ГИБДД об административной ответственности за превышение скорости. Фото: Марина Губина / "Русская планета"

Борис Подставкин уже больше года пытается обжаловать постановление ГИБДД об административной ответственности за превышение скорости. Фото: Марина Губина / "Русская планета"

Свои интересы в суде Борис Подставкин, не имея юридического образования, представлял самостоятельно. Нестыковок и странностей во время судебных разбирательств выяснилось немало.

– 13 августа было зафиксировано мое правонарушение, а 15 августа знак, ограничивающий скорость до 40 км/ч, с этого перекрестка убрали — такую информацию предоставляет ЦАФАП. Но я нашел снимки со спутников, а также проект дислокации знаков ПДД, где четко сказано, что этого знака в том месте в 2014 году вообще не было, его должны были демонтировать еще в конце 2012-го — начале 2013-го. И только областная прокуратура признала мои доказательства убедительными и верными. Но ЦАФАП не сдается, пару дней назад я снова получил жалобу, они вновь пытаются оспорить решение, и теперь я снова в ожидании повестки. Мне, конечно, многие знакомые говорят: «Зачем тебе это надо? Заплатил бы 500 рублей и успокоился!» Но дело ведь не в 500 рублях, а в восстановлении справедливости. Ведь кроме меня на том же участке дороге пострадали сотни, если не тысячи, водителей. Поэтому я сейчас отстаиваю не только свои интересы, но и интересы всех, кто тоже был оштрафован на том участке дороги незаконно.

Радар в кустах

По заявлениям начальника городского управления ГИБДД Сергея Марцева, в Белгороде сейчас 80% всех нарушений правил дорожного движения выявляется при помощи фото- и видеофиксации. На дорогах ежедневно работают 8 стационарных камер и еще 20 передвижных. На одном из перекрестков города в этом году заработал целый аппаратно-программный комплекс из 16 камер, фиксирующих не только скорость автомобилей, но их расположение на проезжей части, проезд на запрещающий сигнал светофора и пересечение стоп-линии. Стоимость такого оборудования составила 4 млн рублей. Цифра, конечно, солидная, но источник в ГИБДД области, который предпочел остаться неизвестным, сообщил РП, что в день одна дорожная камера фиксирует порядка сотни нарушений. По неофициальной информации, в прошлом году в Белгородской области штрафов с автолюбителей собрали 3 млрд рублей.

Средства фото- и видеофиксации находятся в собственности управления автодорог региона, но места их дислокации утверждаются в управлении ГИБДД УМВД по Белгородской области, за охрану же камер отвечают сотрудники ЧОП, с которыми заключается специальный договор. Именно чоповцев чаще всего и видят автолюбители неподалеку от мест установки передвижных приборов. По официальной информации, эти люди выполняют лишь охранные функции и никак не могут влиять на работу камеры и уж тем более на передачу информации в ЦАФАП. Но как сообщил РП анонимный источник в ГИБДД региона, в России пока нет ни одного официального документа, где было бы прописано, кто и как должен устанавливать дорожные камеры и следить за их работой. И по факту этим часто занимаются сами чоповцы.

– От правильности установки камеры напрямую зависит правильность фиксации нарушений, — отмечает собеседник. — К тому же можно задать в приборе один адрес установки, а по факту поставить его в совершенно другом месте. Каждая камера оборудована модулем GPS, чтобы определять ее местонахождение. Но точность такого определения не слишком велика, и погрешность составляет иногда десятки километров. Так что простор для противоправной деятельности здесь действительно широкий.

«Систему можно усовершенствовать»

Юрист Егор Болдышев констатирует: обращений по поводу несогласия с нарушением ПДД, которое зафиксировано дорожными камерами, сейчас много. Но на судебное обжалование решаются в итоге не все.

–  Люди просто сопоставляют суммы, — рассказывает специалист. — Пришел штраф в 500 рублей, и ты можешь понимать, что к ответственности тебя привлекли незаконно. Но, к примеру, составление обычной жалобы стоит в разных юридических конторах порядка 1500 рублей, поход адвоката в суд  — еще где-то 5000 рублей за день занятости. Да, если ты выиграешь дело, эти расходы компенсируют. А если нет?.. Чаще всего люди приходят к выводу, что лучше штраф оплатить и не тратить время и нервы на судебные тяжбы.

80% всех нарушений ПДД выявляется при помощи фото- и видеофиксации. Фото: Марина Губина / "Русская планета"

80% всех нарушений ПДД выявляется при помощи фото- и видеофиксации. Фото: Марина Губина / "Русская планета"

И все-таки, по утверждению юриста, добиться отмены такого штрафа  вполне реально.

– Когда приходит это самое «письмо счастья», нужно внимательно ознакомиться с его содержимым. В нем должно быть наименование средства, которым производилась фотофиксация, его идентификатор, свидетельство о поверке и срок ее действия. Далее прилагается фотография транспортного средства с указанием на номерной регистрационный знак и его марку. Отдельно под фотографией размещены данные о скорости в момент сьемки, максимально разрешенной скорости на данном участке дороги, время и место съемки.  На оборотной стороне документа должно быть само постановление по делу об административном правонарушении с указанием обстоятельств правонарушения. Документ должен содержать электронную цифровую подпись лица, вынесшего постановление. Отсутствие чего-либо из перечисленного или явное несоответствие действительным обстоятельствам дела, равно как и ошибка в заполнении данных, само по себе является достаточным основанием для отмены постановления об административном правонарушении, — заверяет Егор Болдышев.

Обжаловать решение автовладелец может в течение 10 дней, отсчет срока начинается с того момента, как гражданин ставит свою подпись в уведомлении к письму.

– Если человек не согласен с правонарушением, самое важное — четко изложить обстоятельства и причины этого несогласия, — объясняет юрист. — Все должно быть со ссылками на законодательство. Вы имеете право обратиться либо к вышестоящему должностному лицу, либо в суд. Я бы советовал сразу обращаться в суд, там должны изучить все обстоятельства.

Стоит четко понимать, что даже неправильно выписанный штраф (даже с чужими госномерами на фото или пришедший на уже проданную машину) будет «висеть» на гражданине до тех пор, пока не будет оплачен или обжалован.

– Есть еще один немаловажный момент, — добавляет Болдышев. — С момента фиксации правонарушения у сотрудника ГИБДД есть два месяца на то, чтобы вынести постановление об административном правонарушении. Если вам пришло письмо, в котором между датой совершения правонарушения и датой вынесения постановления более двух месяцев, то это является основанием для отмены постановления. Всем, кто сомневается в законности выписанного штрафа, я бы советовал, внимательно изучив все обстоятельства, писать жалобу. Это ведь можно сделать самостоятельно и даже не выходя из дома, заполнив форму на сайте ГИБДД.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»