Новости – История
История
Дорога женского мужества
Рабочая смена строителей могла длиться по 12-14 часов, часто работали и ночью. Из фондов Белгородского государственного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление». Фото: Марина Губина / «Русская планета»
Как 14-15-летние девушки летом 1943-го за 32 дня построили 95 километров железной дороги для Воронежского фронта
29 июля, 2016 18:33
10 мин
8 июня 1943, меньше чем за месяц до начала Курской битвы, Государственный комитет обороны СССР принял постановление «О строительстве железнодорожной линии Старый Оскол–Ржава». Дорогу, общей протяженностью 95 километров, необходимо было построить прежде всего для нужд Воронежского фронта, который уже готовился принять на себя основной удар наступающих сил противника. Но в то же время испытывал постоянные трудности со снабжением: 5 армий Центрального и 3 армии Воронежского фронтов обслуживала на тот момент одна железнодорожная ветка Касторная–Курск. Ее пропускной способности катастрофически не хватало для нужд двух фронтов, к тому же, пути постоянно обстреливались немецкой авиацией.
Новую линию ГКО постановил возвести за два месяца: начать 15 июня, закончить — 15 августа. Руководителем строительства назначили 45-летнего генерал-майора Павла Алексеевича Кабанова, который еще в 1918-м во время Гражданской войны в составе отдельной железнодорожной роты участвовал в восстановлении мостов, а с самого начала Великой Отечественной руководил бригадой, отвечавшей за восстановление железнодорожных коммуникаций. Летом 1943-го Кабанову предстояло организовать работу огромного количества людей в условиях практически не прекращающихся боевых действий. В строительстве дороги Старый Оскол–Ржава участвовали три железнодорожные бригады, спецформирования Народного комиссариата путей сообщения и 2 тыс. красноармейцев-запасников. Но основная часть строителей — более 20 тыс. — это мирное население, в подавляющем большинстве женщины, подростки и дети, жители Старооскольского и других районов тогда еще Курской области.
Как и за счет чего в таких условиях удалось проложить 95 километров железнодорожного полотна за 32 дня и сдать объект почти на месяц раньше запланированного срока? РП познакомилась с воспоминаниями женщин, прокладывавших так называемую Дорогу мужества (многих из которых уже нет в живых), и документами о строительстве, хранящимися в Белгородском государственном историко-художественном музее-диораме «Курская битва. Белгородское направление».
Решение прокладывать железную дорогу Старый Оскол–Ржава было принято спустя 2 дня после того, как 6 июня 1943-го Военный комитет Воронежского фронта обратился с ходатайством в ГКО о необходимости создания собственной железнодорожной коммуникации для нужд подразделений, находящихся под общим командованием генерала Ватутина. Активное строительство началось спустя всего неделю после выхода постановления комитета обороны.
«В то время мне было 15 лет, — пишет в своих воспоминаниях Александра Павловна Кузнецова. — 12 июня мне вручили повестку, в которой указывалось, что меня мобилизуют на строительство железной дороги, с собой иметь питание на 5 дней, сменную одежду и обувь. … И вот 13 июня 1943 года где-то в 3 или 4 часа утра нас провожали «на войну», так считали близкие».
Женщины, прокладывавшие Дорогу мужества. Из фондов Белгородского государственного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление». Фото: Марина Губина / «Русская планета»
Женщины, прокладывавшие Дорогу мужества. Из фондов Белгородского государственного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление». Фото: Марина Губина / «Русская планета»
«… собрали нас, молодых женщин и девушек, с вещами и лопатами у правления колхоза. Никто не знал, зачем, и мы волновались. Но когда нам сказали, что будем строить дорогу для фронта, все оживились. Слово «фронт» действовало магически, ведь у каждой из нас там были: отец, муж, брат или жених. Мысленно мы всегда были с ними, — вспоминает уроженка села Скородное Страооскольского района Вера Кузьминична Евсюкова. — …К месту нашей будущей работы шли пешком. Путь неблизкий — около 40 километров. Разместились в деревне Сазоновка — по избам, сараям. Спали на соломе. На следующее утро вбили колышки, обозначили место прокладки будущей трассы. Она должна была пройти через поля, огороды. Урожай в тот год выдался знатный, и было очень жалко перекапывать поспевающую рожь, зеленую картофельную и огуречную ботву».
Девушки-подростки всю работу выполняли вручную, по большей части, копали траншеи или делали насыпи. В помощь давали тележки и тачки, правда, заполучить их могли лишь те, кто раньше остальных придет на рабочее место.
«…Были и подводы, и грузовые машины, но в малом количестве, нагружались и разгружались они вручную. Работа была хорошо организована, четко налажена. Не было ни простоев, ни заторов. Люди все работали дружно, самоотверженно, безотказно. … Было трудно, но никто не жаловался и не ныл. У нас было понимание, что мы делаем нужное дело», — отмечает в своих воспоминаниях Наталья Ивановна Присная, направленная на строительство из села Бехтеевка Корочанского района.
Не только организационная, но и пропагандистская работа с самых первых дней, как отмечают участники, была на высоком уровне. К примеру, выездная редакция газеты «Курская правда» детально освещала ход строительства дороги. Каждый день между бригадами и отрядами проводились соревнования, имена лучших знали все, кто в тот момент находился между Старым Осколом и Ржавой. 5 июля в этих местах начались кровопролитные бои, до начала Курской битвы закончить дорогу не удалось. Хотя рабочая смена строителей могла длиться по 12-14 часов, часто работали и ночью.
«Нас все время поторапливали, так как в районе Белгорода шли ожесточенные бои, нам хорошо слышна была канонада, несколько раз наши участки бомбили, правда, обходилось без серьезных последствий. После этого нас старались привлекать к работе в основном ночью. Не скрою, было страшно, голодно, но работали и даже за счет своей молодости шутили, вот только петь не разрешалось», — сетует Александра Павловна Кузнецова.
«Одна бомба застряла в свежей насыпи и не разорвалась. Охранявшие нас зенитчики зацепили ее тросом и утащили в поле. Со страхом в глазах мы провожали взглядами необычный груз. Но когда смотрели на пикирующих из облаков фашистских стервятников, было больше ненависти, чем страха. Вечерами мы слушали орудийную стрельбу, звуки, которые долетали с передовой. Иногда видны были огненные строчки трассирующих пуль. … Едва добирались до места ночлега, падали, обессиленные, и, казалось, уже ничто не могло нас заставить подняться. Но вот в дальнем конце деревни высокий голос затягивал песню, откликались другие, мы тихонько подпевали сами — и происходило чудо: забывалась усталость, мозоли и ссадины, боль в спине и во всем теле», — делится воспоминаниями Вера Кузьминична Евсюкова.
«Поезд медленно приближался, под его тяжелыми колесами осыпалась земля с насыпи. Мы боялись, что состав своей тяжестью раздавит дорогу, но этого не случилось». Из фондов Белгородского государственного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление». Фото: Марина Губина / «Русская планета»
«Поезд медленно приближался, под его тяжелыми колесами осыпалась земля с насыпи. Мы боялись, что состав своей тяжестью раздавит дорогу, но этого не случилось». Из фондов Белгородского государственного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление». Фото: Марина Губина / «Русская планета»
Для нужд фронта необходимо было проложить 68 километров новой трассы, участок в 27 километров — реконструировать. Никакого проекта и изысканий перед началом строительства сделать не успели, все создавали по ходу. Не смотря на это, темпы возведения были удивительно быстрыми: в сутки вводили около 3 километров готового пути.
Из воспоминаний Натальи Ивановны Присной: «По ходу работы мы продвигались вдоль строящейся дороги. Там, где поблизости не было населенных пунктов, жили в шалашах, которые сооружали сами из веток и травы. На работу выходили по сменам. Отправляясь на работу днем, мы брали с собой миски и ложки, в обед нам давали борщ или суп и кусок свежего ВКУСНОГО (слово написано крупными буквами и подчеркнуто, — Примеч. РП) хлеба».
Александра Павловна Кузнецова, участвовавшая в строительстве дороги с первого и до последнего дня, пишет: «Варили (еду) в основном на кострах. Суп, кулеш, затируху из муки. Местные жители давали нам картошку, у них тоже с питанием было скудно. … В награду как-то раз дали нам «американские подарки»: баночку консервов (вареная колбаса) и баночку 0,5 литров консервированные огурцы. Ну и, естественно, это был для нас праздник!»
Первый вагон прошел по Дороге мужества 16 июля 1943-го, почти на месяц раньше запланированного в постановлении ГКО срока. Воронежский фронт получил отдельную магистраль, по которой, начиная с 19 июля, уже пошли составы с техникой и военными. Время доставки грузов к линии фронта сократилось, как минимум, на сутки. К тому же, новая железнодорожная ветка давала возможность маневрировать: организовать кольцевое движение эшелонов по маршруту Касторная – Курск – Сараевка – Старый Оскол.
«Девчонки прыгали, плясали, кричали «ура», бежали навстречу к паровозу. Поезд медленно приближался, под его тяжелыми колесами осыпалась земля с насыпи. Мы боялись, что состав своей тяжестью раздавит дорогу, но этого не случилось. В вагонах сидели бойцы, они ехали на фронт. Из теплушек нам кричали «спасибо», посылали воздушные поцелуи, приглашали в гости после войны — в Ростов, Калугу, Иркутск, Владивосток… Мы плакали», — подводит итог своей работе Вера Кузьминична Евсюкова.
В послевоенное время Дорога мужества активно использовалась при освоении богатств Курской магнитной аномалии, так как проходит в непосредственной близости от рудников. Сейчас по ветке идут пассажирские поезда Белгород – Воронеж, Старый Оскол – Москва – Старый Оскол и другие. С конца 80-х и по настоящее время железнодорожную линию, построенную за 32 дня, планируют электрифицировать. Пока проект не реализован.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости