Новости – Общество
Общество
«Мы — не волшебники»
Доктор обязан озвучить пациенту стоимость лечения уже после предварительного осмотра. Фото: Евгений Леонов/ТАСС
Специалисты рассказали, как пациент может убедиться в квалификации врача-стоматолога, и что поможет избежать дорогостоящего лечения
5 февраля, 2016 16:54
10 мин
9 февраля отмечается Всемирный день стоматолога. Эта профессия уже давно считается одной из самых высокооплачиваемых, но в то же время и одной из самых конфликтных в сфере здравоохранения. По статистике, в России больше всего судебных исков по медицинским делам подается именно на дантистов. Связано это во многом с тем, что в стоматологии раньше других сфер отечественной медицины сформировался сегмент платных услуг и большая сеть частных клиник, работу которых фактически нельзя регламентировать и контролировать. А значит, качество предоставляемых услуг часто зависит лишь от совести доктора. Корреспондент РП пыталась разобраться, может ли среднестатистический пациент стоматологической клиники без специального образования понять, насколько верное и качественное лечение он получает в кабинете дантиста и как отличить хорошего специалиста от недобросовестного.
Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук Александр Цимбалистов долгие годы возглавлял клинико-экспертную комиссию по контролю качества стоматологической помощи в Санкт-Петербурге, несколько лет назад переехал в Белгород и теперь руководит стоматологическим факультетом НИУ «БелГУ» и региональной общественной организацией «Стоматологическая ассоциация». Профессор отмечает, что конфликтные ситуации нередко возникают и по вине пациентов.
– Ментальность в нашей стране такова, что люди могут не ходить на прием к стоматологу десятилетиями. А приходят тогда, когда проблемы с зубами приобретают катастрофический характер, и зачастую хотят, чтобы вылечили все это в несколько приемов, за неделю-другую. Но так не бывает, мы ведь не волшебники! Работа стоматолога — это часто долгий и кропотливый труд. И опытный врач понимает, что к нему пришел вот такой, проблемный пациент, еще когда человек только появляется на пороге кабинета. Даже не надо открывать рот для осмотра, потому что серьезные проблемы с зубами, как правило, сопровождаются еще и функциональными нарушениями: к примеру, снижением центрального соотношения челюстей. То есть размер нижней трети лица у людей уменьшается, появляются носогубные и подбородочные складки, нос нависает клювом, — описывает специалист.
Александр Цимбалистов полагает, что конфликтность заложена в самой основе профессии стоматолога и в отношении к ней пациентов.
– Почему-то мало кому приходит в голову оценивать эстетику операций на желудке, на каких-то других органах, но работу стоматолога, особенно ортопеда, оценивают все, кому не лень. И у всех ведь разные представления о красоте и о том, как все должно выглядеть. Пациент, который приходит на прием с больными зубами, должен понимать, что любые медицинские действия не могут быть идеальными. Мы пока не можем вырастить ткани зуба, мы их замещаем. А чтобы заместить, должны уничтожить какую-то часть. Академик Леонтьев (главный стоматолог Минздрава РФ с 1996 по 2004 год, — Примеч. авт.), например, говорит очень верную вещь: «Зуб, к которому прикоснулся стоматолог, приговорен». К сожалению, в перспективе — так и есть: зуб после лечения может сохраняться 5 месяцев или 25 лет, но он все равно обречен. Однако важно помнить, что любые собственные зубы, какими бы плохими они ни были, все равно лучше, чем искусственные. Поэтому бороться за каждый зуб нужно до последнего и ни в коем случае не соглашаться на удаление, если для этого нет веских и доказанных пациенту причин, — утверждает заслуженный врач РФ.
Бороться за каждый зуб нужно до последнего и ни в коем случае не соглашаться на удаление, советует доктор медицинских наук Александр Цимбалистов. Фото: из личного архива
Бороться за каждый зуб нужно до последнего и ни в коем случае не соглашаться на удаление, советует доктор медицинских наук Александр Цимбалистов. Фото: из личного архива
Многое в отношениях стоматолог-пациент построено исключительно на доверии последнего. Александр Цимбалистов подтверждает, что человек без специального медицинского образования, скорее всего, не сможет понять, какие именно манипуляции совершает дантист, для чего они нужны и сколько стоят на самом деле. И если стоматолог захочет обмануть клиента у него, к сожалению, это может получиться. Вот только репутация такого врача рано или поздно будет испорчена, хотя бы потому, что уровень правовой грамотности населения неуклонно растет.
– По сути ведь никак нельзя проверить, к примеру, какой материал тебе ставит врач — отечественный или импортный. А сейчас разница в их стоимости из-за высокого курса валют отличается порой значительно. Но ситуация в российской стоматологии меняется. Я могу сказать, что больного больше не привлекает яркая реклама или заманчивые объявления, все это уже слабо работает. Работает имя врача, его репутация. И потому частные клиники теперь заинтересованы в том, чтобы взять к себе опытного специалиста, того, которому платить придется больше, чем начинающему, но за которым придут его пациенты, — рассуждает профессор.
Правовые отношения стоматолога и его клиента регламентируются у нас в стране по сути лишь одним документом — договором информированного согласия. Его обязаны заключать с пациентами и в частных клиниках, и в государственных.
– Договор информированного согласия — это точка отсчета, с которой начинается лечение, — рассказывает Александр Цимбалистов. — Никаких манипуляций доктор совершать не должен, пока больной не подпишет этот самый договор. Подписывать его задним числом, уже после лечения — это большая ошибка, которая может привести к огромному числу конфликтов. Каждому пациенту сначала должно быть объяснено, что конкретно с ним будет делать специалист, и все эти манипуляции должны быть отражены в договоре. Его нужно очень внимательно читать, как бы банально это ни звучало, и лишь потом подписывать, только после подписания этого документа доктор может приступать к лечению.
Врач-терапевт одной из частных стоматологических клиник Белгорода Виктория Фролова убеждает, что рентгеновский снимок должен быть неотъемлемой частью любого лечения у дантиста.
– Если доктор говорит, что зуб нужно удалять, и не отправляет при этом делать диагностический снимок, то в добросовестности такого специалиста можно и нужно сомневаться, — говорит Фролова. — Снимок необходим всегда: даже молочные зубы нельзя лечить, а тем более удалять, без рентгена. С его помощью врач убеждается в том, верен ли его диагноз, да и для пациента это будет лишним подтверждением того, что вас не обманывают. Большинство людей, конечно, и по снимку не могут понять, что именно случилось с зубом, но мы, например, объясняем примитивно: темный цвет — плохо, светлый — хорошо. Если сомневаетесь в компетентности доктора, то, конечно, нужно не стесняться и просить подтверждения словам: пусть вам покажут повреждения в зеркало или при помощи специальной внутриоральной камеры. Порой задают вопросы о том, какие инструменты у нас одноразовые, или как мы их стерилизуем. Очень редко встречаются люди, которые могут спросить про срок годности препаратов, которые мы используем. В этом случае в хорошей клинике вам без проблем покажут упаковку, даже дадут возможность переписать название препарата или материала.
Эксперты отмечают, что сейчас, когда анестезия стала в России обязательным условием практически любого лечения зубов, пациенты стали бояться не столько самого врачебного вмешательства, как было в советское время, сколько той суммы, которая появляется в чеке на оплату стоматологических услуг.
– Доктор обязан озвучить пациенту стоимость лечения уже после предварительного осмотра, — подчеркивает Виктория Фролова. — Скажу, что у добросовестного и опытного специалиста сумма в чеке после завершения всех манипуляций будет примерно совпадать с той, что озвучивалась в начале. Хотя колебания в 20-30% нормальны, и клиент должен быть к этому готов, так как во время лечения действительно могут потребоваться какие-то дополнительные материалы или, например, анестезия.
– Стоматология повсюду дорогая: нигде из развитых стран этот вид медицинской помощи не является обязательством со стороны государства, — продолжает Александр Цимбалистов. — Англичане попробовали внедрить это и очень быстро поняли: легче бороться с бюджетом вооруженных сил, чем с бюджетом стоматологических услуг. Уберечь от дорогостоящего лечения может только профилактика. Это все банальные вещи, но нужно следить за своей полостью рта. Сейчас это делать несложно: есть масса средств, которые позволяют осуществлять очень эффективный уход. В каждой поликлинике, в каждом частном учреждении могут предложить услугу профессиональной гигиены, и не надо этим пренебрегать. Ну, а если качество стоматологической помощи вас не устроило, то, как и во всем цивилизованном мире, обращаться нужно в суд.
Юрист Егор Болдышев рассказал, что сфера стоматологических услуг попадает под действие федеральных законов «О защите прав потребителей» и «Об основах охраны здоровья граждан».
– Впервые обратившись в ту или иную клинику, нужно первым делом поинтересоваться тем, есть ли у нее лицензия. Также нужно проследить, что человек, который заключает с вами договор, имеет на это право: у него должны быть соответствующие полномочия или доверенность. Эту доверенность по вашей просьбе обязаны вам показать. Вся информация, касающаяся квалификации лечащего врача, тоже должна быть в клинике. И по просьбе клиента ее должны предоставлять. Закон в этой конфликтной сфере чаще всего именно на стороне пациента, и пациент должен понимать, что у него всегда есть выбор, — подчеркивает юрист.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости