Новости – Общество
Общество
«Я сама прошла по стеклу, прежде чем пустить дочь»
Фото: Марина Губина / «Русская планета»
Чему учит школьников 72-летний клоун Ромик
9 октября, 2015 17:50
10 мин
Рядом с летней сценой возле одного из белгородских городских центров досуга в районе Крейда впору развешивать таблички «Слабонервным не смотреть». Днем здесь запросто можно увидеть такую картину: около 20 детей собираются вокруг пожилого мужчины, который прямо на сцене начинает бить пивные бутылки. Потом он примерно минуту что-то шепчет одной из совсем юных девочек. И она — сосредоточенно и словно под гипнозом — начинает ходить босиком по тому самому битому стеклу. Затем ложится на него голой спиной, а мужчина начинает катать ее по осколкам с боку на бок. Заканчивается номер обычно еще и бросанием ножей прямо в область живота девочки.
Бабушки, которые любят посидеть на скамейках у центра досуга, в шоке от происходящего, хотя школьница демонстрирует, что ни одного пореза на ее коже от таких «экзекуций» нет. «Ужас, над детьми ведь издеваются, а родители — вы только посмотрите — стоят и улыбаются, глядя на такое», — делится впечатлениями зрительница лет семидесяти.
Цирковая студия в центре досуга появилась около полугода назад. И в хорошую погоду ее руководитель Роман Ваневский — тот самый «безжалостный» мужчина, кидающий ножи в детей, — любит проводить уроки на улице, по типу балаганного цирка, собирая в качестве зрителей обычных прохожих.
Стационарного цирка ни в самом Белгороде, ни в области никогда не было, ближайший — за 150 км, в Курске. Именно поэтому, убежден Ваневский, многие его номера вызывают у жителей либо возмущение, либо, на худой конец, равнодушие.
– В Белгороде, к сожалению, нет культуры восприятия цирка, — делится наблюдениями клоун-иллюзионист с полувековым стажем. — Почему-то люди не понимают, что это и настоящее искусство, и тяжелый труд. Очень сложно по-настоящему заинтересовать здешнюю публику. Мои дети здесь и гонки на моноциклах устраивают, и жонглируют, и фокусы показывают, но редко кто останавливается, чтобы хотя бы просто поаплодировать нам.
Роман Ваневский в Белгород переехал из Иркутска недавно, в январе 2015-го. Уже почти 40 лет он руководит детской студией «Криц» (слово «цирк», написанное наоборот, — Примеч. авт.). За это время в студии прошли обучение около 3 тыс. школьников, многие из них сейчас делают карьеру в цирке и выступают в Санкт-Петербурге, Иркутске, Барнауле, Новосибирске.
Сам Ваневский — клоун-самоучка. Родился в Львовской области, в маленьком городке Старый Самбор в 1943 году, с детства любил футбол, играл за местную юношескую сборную. После закончил техникум, отслужил в армии и переехал в Курскую область, где стал тренером футбольной команды глухих детей. Именно в Курской области он познакомился с иллюзионистом Анатолием Фоминым и стал с его помощью постигать азы циркового искусства. Освоил довольно быстро, придумал творческий псевдоним — клоун Ромик, бросил работу тренера и со своими номерами объездил большую часть центральной России.
– Мой учитель никогда не раскрывал секретов, — рассказывает Роман Ваневский, — просто показывал фокус трижды, а дальше я должен был сам разгадать, как он это сделал. Эту тактику я применяю и в своей студии, занимаясь с детьми. Действует потрясающе, главное, заставляет думать, а не механически повторять.
В 1975-м Ваневский отправился строить БАМ и попал в Усть-Кут, где уже через год и основал студию «Криц». Она стала едва ли не главной местной достопримечательностью. Дети из маленького сибирского городка объездили вместе со своим учителем семь стран мира — выступали и в Праге, и в Париже. Весь инвентарь руководитель студии приобретал за свой счет, постоянно откладывая часть зарплаты. Средства на гастрольные поездки тоже искал сам, ради того, чтобы поехать с детьми во Францию, даже продал свой автомобиль.
Фото: Марина Губина / «Русская планета»
В 2006 году Ваневского позвали работать в Иркутск. Именно там он подготовил самую известную свою ученицу — Настю Назарову. Она стала единственной в мире циркачкой, которая в 10 лет могла жонглировать пятью булавами больше шести минут, при этом выполняя еще и акробатические трюки.
Но в конце 2014-го с иркутской студией Роману Николаевичу пришлось проститься. На переезд в Белгород его уговорила родная сестра, которая уже давно живет здесь. За 40 лет работы циркачу так и не удалось скопить денег на свою квартиру. В Иркутске он жил в предоставленной местными властями комнате в общежитии.
– Комната совсем маленькая была, 10 квадратов, — говорит Ваневский, — платил я за нее по льготным условиям — 700 рублей в год. Но власть ведь меняется, и этой комнаты я, по сути, в любое время мог лишиться. Вот сестра и стала убеждать, что пора бы уже хоть на склоне лет обзавестись своим жильем и переехать в более теплые края — поближе к нашей малой родине. На квартиру денег мне не хватило, купил в Белгороде опять же комнату в общежитии, за коммунальные услуги каждый месяц плачу по полторы тысячи. Расстраивает, что откладывать деньги на развитие студии теперь не очень получается.
«Криц», теперь уже на Белгородчине, возродился практически сразу. Директор Центра досуга заинтересовался идеей и предоставил Роману Ваневскому для занятий небольшой зал и ставку учителя в размере 9000 рублей. Сейчас в студии три раза в неделю занимаются 16 школьников в возрасте от 7 до 13 лет.
– Текучка у нас пока страшная, — говорит руководитель «Крица». — При открытии студии я набрал где-то 20 человек, сейчас из них остались лишь двое. Я детей делю на трудолюбивых и ленивых. Так вот, ленивые в цирковом искусстве не задерживаются, потому что здесь чего-то добиться можно только кропотливой работой изо дня в день.
Дети, которые в «Криц» ходят всего месяц, уже жонглируют мячами, булавами, кольцами, разъезжают на моноциклах. Самые бесстрашные делают это с завязанными глазами, еще и объезжая препятствия. Семилетняя Аня Ищенко — та самая смелая девочка, которая спокойно разгуливала по битому стеклу — в студии занимается всего пару месяцев.
– Ходить по стеклу совсем не страшно, главное — правильно настроиться, — открывает секрет школьница. — Когда я только пришла в студию, Роман Николаевич сказал, что я не смогу пока ездить на моноцикле, как все его ученики, потому что по росту до него еще не доросла. И меня это очень задело: я решила, что непременно должна научиться и на мотоцикле ездить, и какие-то другие номера освоить, которые никто здесь больше не делает.
Мама Ани Елена на то, как ее дочь прыгает по битому стеклу, а потом подставляет грудь под метание ножей, действительно смотрит с улыбкой.
Фото: Марина Губина / «Русская планета»
– Мы, конечно, Роману Николаевичу доверяем, у него же такой опыт большой, — говорит Елена Ищенко. — Но когда он предложил сделать нам номер с битым стеклом и ножами, я решила, что вначале все проверю на себе. И вот приходила к нему на занятия и сама по всему ходила, убеждалась, что этому можно научиться без вреда для здоровья. Главное — Ане очень нравится заниматься здесь, цирком мы теперь просто бредим, и я дочкино увлечение поддерживаю. Это же огромное развитие — голова совсем по-другому начинает работать, когда учишься тому же жонглированию: развивается моторика, а за счет этого и интеллект. Ане даже математика в школе теперь стала лучше даваться.
Со своими учениками, вне зависимости от возраста, Роман Ваневский общается на «вы». Но признается, что порой может и прикрикнуть.
– Голос повышаю, когда меня перестают слушать и слышать. Ведь непослушание в цирковом искусстве — это еще и риск для здоровья. А когда меня уж совсем из себя выводят, я начинаю ругаться по-польски. Обычно сразу тишина наступает, дети изо всех сил пытаются разобрать, что же я им говорю, — смеется он.
Польский язык руководитель «Крица» выучил в детстве, его родной город Старый Самбор расположен в нескольких десятках километров от польской границы. На Львовщину Ваневский до сих пор, несмотря на политическую ситуацию, приезжает по нескольку раз год, там живут многие его родственники. Там же при поддержке друзей и местной спортшколы с 1996 года проводится турнир для детских футбольных команд — «Кубок Ромика». Раньше в нем постоянно участвовали и иркутские, и белгородские школьники. Но и те, и другие уже второй год ехать во Львовскую область боятся.
Фото: Марина Губина / «Русская планета»
– Хотя я убеждаю, что никто там русских детей не ест. И все по-другому, нежели нам преподносят в СМИ. Да, на Украине идет война, но в Старом Самборе по-прежнему все спокойно, внешне ничего не изменилось за последние десятилетия. И через границу и меня, и сестру абсолютно спокойно пропускают. В самом городе я говорю на улицах по-русски, и никто за это бить меня не кидается. Но, конечно, все то, что сейчас происходит на Украине, ужасно. Только на одной нашей улице в Самборе сразу пять семей остались без кормильцев: мужчин призвали в армию, отправили в Донецк, и к своим женам и детям они так и не вернулись. Чтобы забылось такое, пройти должно не одно десятилетие, должно вырасти новое поколение, только тогда, наверное, возможно будет помирить два некогда братских народа, — рассуждает клоун Ромик.
Но он все же верит, что вновь наступит время, когда его российские воспитанники приедут на Львовщину и, как в 2012 году иркутянка Настя Назарова, будут удивлять местную публику своим мастерством. А цирковое искусство, по мнению Романа Ваневского, самое позитивное в мире, обязательно сыграет свою небольшую, но важную роль в примирении двух соседних государств.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости