Новости – Общество
Общество
«Заплатил бы 500 рублей и успокоился!»
Фото: Марина Губина / "Русская планета"
Как российские автолюбители добиваются отмены штрафов за нарушения, зафиксированные дорожными камерами, и что делать, если вас оштрафовали незаконно
15 декабря, 2015 20:37
10 мин
Российские автолюбители все чаще оспаривают в суде постановления об административных правонарушениях, вынесенные при помощи средств фото- и видеофиксации. В Тюменской области в 2015 году отменили около 100 штрафов за превышение скорости, потому что перед дорожной камерой не было предупреждающей таблички о том, что ведется видеонаблюдение. В Краснодарском крае региональный СК продолжает следствие по уголовному делу о фальсификации сотрудниками ЦАФАП ГИБДД штрафов, фиксировавшихся камерами. Как автолюбители доказывают свои правоту и на что обращать внимание, когда получаешь «письмо счастья», чтобы не стать жертвой мошенничества или технической ошибки, выясняла корреспондент РП.
Белгородец Борис Подставкин уже больше года через суды и прокуратуру пытается обжаловать постановление ГИБДД об административной ответственности за превышение скорости. 13 сентября 2014 года пенсионер получил письмо, в котором сообщалось, что передвижная видеокамера «КРИС-П» зафиксировала правонарушение: в зоне действия знака, ограничивающего скорость до 40 км/ч, Подставкин якобы превысил разрешенный лимит на 36 км/ч. Автолюбителя признали виновным и назначили административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей. Штраф белгородец оплатил сразу же после получения письма, но усомнился в законности постановления.
– Я за рулем с 1967 года и считаю себя водителем аккуратным, ни разу за все время в серьезные аварии не попадал. Стараюсь не нарушать ПДД и четко следить за стрелкой своего спидометра, — рассказывает РП Борис Подставкин. — Когда пришел этот штраф, я долго понять не мог, как я нарушил правила? Стал вспоминать тот день, тот участок дороги и понял, что никакого знака, ограничивающего скорость до 40 км/ч, я не видел.
На следующий день пенсионер отправился на место, где момент правонарушения был зафиксирован камерой.
– Никакого знака я там действительно не обнаружил, но зато неподалеку увидел машину ДПС и решил поговорить с сотрудниками. Показал им постановление, стал объяснять, что практически полностью уверен в том, что знака «40 км» не было на этом месте 13 августа, когда камера сфотографировала мою машину. На что ребята мне ответили: «Дед, не переживай, тут не один ты попался!» В разговоре они подтвердили, что знака действительно не было, и соответственно, разрешенная скорость там была, как и везде по городу, 60 км/ч, — продолжает рассказ автомобилист.
Лично пообщаться с заместителем начальника Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) пенсионеру не удалось. Тогда он решил обратиться с жалобой в суд.
– За эти почти полтора года по моему делу состоялось уже 5 заседаний, — констатирует пенсионер. — Дважды мне не удалось доказать свою правоту в суде первой инстанции, еще столько же раз — в суде второй, а после я обратился в прокуратуру. И зампрокурора области вынес решение об отмене постановления о правонарушении, нашел все-таки доказательства того, что к ответственности меня привлекли незаконно. Во время нового рассмотрения дела, 13 ноября этого года, районный суд отменил постановление и прекратил производство по делу.
Борис Подставкин уже больше года пытается обжаловать постановление ГИБДД об административной ответственности за превышение скорости. Фото: Марина Губина / "Русская планета"
Борис Подставкин уже больше года пытается обжаловать постановление ГИБДД об административной ответственности за превышение скорости. Фото: Марина Губина / "Русская планета"
Свои интересы в суде Борис Подставкин, не имея юридического образования, представлял самостоятельно. Нестыковок и странностей во время судебных разбирательств выяснилось немало.
– 13 августа было зафиксировано мое правонарушение, а 15 августа знак, ограничивающий скорость до 40 км/ч, с этого перекрестка убрали — такую информацию предоставляет ЦАФАП. Но я нашел снимки со спутников, а также проект дислокации знаков ПДД, где четко сказано, что этого знака в том месте в 2014 году вообще не было, его должны были демонтировать еще в конце 2012-го — начале 2013-го. И только областная прокуратура признала мои доказательства убедительными и верными. Но ЦАФАП не сдается, пару дней назад я снова получил жалобу, они вновь пытаются оспорить решение, и теперь я снова в ожидании повестки. Мне, конечно, многие знакомые говорят: «Зачем тебе это надо? Заплатил бы 500 рублей и успокоился!» Но дело ведь не в 500 рублях, а в восстановлении справедливости. Ведь кроме меня на том же участке дороге пострадали сотни, если не тысячи, водителей. Поэтому я сейчас отстаиваю не только свои интересы, но и интересы всех, кто тоже был оштрафован на том участке дороги незаконно.
По заявлениям начальника городского управления ГИБДД Сергея Марцева, в Белгороде сейчас 80% всех нарушений правил дорожного движения выявляется при помощи фото- и видеофиксации. На дорогах ежедневно работают 8 стационарных камер и еще 20 передвижных. На одном из перекрестков города в этом году заработал целый аппаратно-программный комплекс из 16 камер, фиксирующих не только скорость автомобилей, но их расположение на проезжей части, проезд на запрещающий сигнал светофора и пересечение стоп-линии. Стоимость такого оборудования составила 4 млн рублей. Цифра, конечно, солидная, но источник в ГИБДД области, который предпочел остаться неизвестным, сообщил РП, что в день одна дорожная камера фиксирует порядка сотни нарушений. По неофициальной информации, в прошлом году в Белгородской области штрафов с автолюбителей собрали 3 млрд рублей.
Средства фото- и видеофиксации находятся в собственности управления автодорог региона, но места их дислокации утверждаются в управлении ГИБДД УМВД по Белгородской области, за охрану же камер отвечают сотрудники ЧОП, с которыми заключается специальный договор. Именно чоповцев чаще всего и видят автолюбители неподалеку от мест установки передвижных приборов. По официальной информации, эти люди выполняют лишь охранные функции и никак не могут влиять на работу камеры и уж тем более на передачу информации в ЦАФАП. Но как сообщил РП анонимный источник в ГИБДД региона, в России пока нет ни одного официального документа, где было бы прописано, кто и как должен устанавливать дорожные камеры и следить за их работой. И по факту этим часто занимаются сами чоповцы.
– От правильности установки камеры напрямую зависит правильность фиксации нарушений, — отмечает собеседник. — К тому же можно задать в приборе один адрес установки, а по факту поставить его в совершенно другом месте. Каждая камера оборудована модулем GPS, чтобы определять ее местонахождение. Но точность такого определения не слишком велика, и погрешность составляет иногда десятки километров. Так что простор для противоправной деятельности здесь действительно широкий.
«Систему можно усовершенствовать»
Юрист Егор Болдышев констатирует: обращений по поводу несогласия с нарушением ПДД, которое зафиксировано дорожными камерами, сейчас много. Но на судебное обжалование решаются в итоге не все.
– Люди просто сопоставляют суммы, — рассказывает специалист. — Пришел штраф в 500 рублей, и ты можешь понимать, что к ответственности тебя привлекли незаконно. Но, к примеру, составление обычной жалобы стоит в разных юридических конторах порядка 1500 рублей, поход адвоката в суд — еще где-то 5000 рублей за день занятости. Да, если ты выиграешь дело, эти расходы компенсируют. А если нет?.. Чаще всего люди приходят к выводу, что лучше штраф оплатить и не тратить время и нервы на судебные тяжбы.
80% всех нарушений ПДД выявляется при помощи фото- и видеофиксации. Фото: Марина Губина / "Русская планета"
80% всех нарушений ПДД выявляется при помощи фото- и видеофиксации. Фото: Марина Губина / "Русская планета"
И все-таки, по утверждению юриста, добиться отмены такого штрафа вполне реально.
– Когда приходит это самое «письмо счастья», нужно внимательно ознакомиться с его содержимым. В нем должно быть наименование средства, которым производилась фотофиксация, его идентификатор, свидетельство о поверке и срок ее действия. Далее прилагается фотография транспортного средства с указанием на номерной регистрационный знак и его марку. Отдельно под фотографией размещены данные о скорости в момент сьемки, максимально разрешенной скорости на данном участке дороги, время и место съемки. На оборотной стороне документа должно быть само постановление по делу об административном правонарушении с указанием обстоятельств правонарушения. Документ должен содержать электронную цифровую подпись лица, вынесшего постановление. Отсутствие чего-либо из перечисленного или явное несоответствие действительным обстоятельствам дела, равно как и ошибка в заполнении данных, само по себе является достаточным основанием для отмены постановления об административном правонарушении, — заверяет Егор Болдышев.
Обжаловать решение автовладелец может в течение 10 дней, отсчет срока начинается с того момента, как гражданин ставит свою подпись в уведомлении к письму.
– Если человек не согласен с правонарушением, самое важное — четко изложить обстоятельства и причины этого несогласия, — объясняет юрист. — Все должно быть со ссылками на законодательство. Вы имеете право обратиться либо к вышестоящему должностному лицу, либо в суд. Я бы советовал сразу обращаться в суд, там должны изучить все обстоятельства.
Стоит четко понимать, что даже неправильно выписанный штраф (даже с чужими госномерами на фото или пришедший на уже проданную машину) будет «висеть» на гражданине до тех пор, пока не будет оплачен или обжалован.
– Есть еще один немаловажный момент, — добавляет Болдышев. — С момента фиксации правонарушения у сотрудника ГИБДД есть два месяца на то, чтобы вынести постановление об административном правонарушении. Если вам пришло письмо, в котором между датой совершения правонарушения и датой вынесения постановления более двух месяцев, то это является основанием для отмены постановления. Всем, кто сомневается в законности выписанного штрафа, я бы советовал, внимательно изучив все обстоятельства, писать жалобу. Это ведь можно сделать самостоятельно и даже не выходя из дома, заполнив форму на сайте ГИБДД.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости